Найти в Дзене

Аляска: арендована или продана?

Оглавление

Сейчас мы знаем про Аляску только то, что «Россия продала её США». Мы знаем: сделано это было так-то, при русском императоре Александре II, за такие-то деньги, в связи с такими-то обстоятельствами, к концу (октябрь) 1867 года. Обо всем этом нам четко говорит «Википедия» в интернете.

  • Правда, за эту «продажу» Аляски Россия так и не получила ни денег, ни золота: барк «Оркни» - судно «с золотом» - он, якобы, «перевозил золото за Аляску в Россию и погиб в шторме» (обнаруженный на дне Балтийского моря в 1975-ом, как показали советско-финские водолазные работы - взорванный изнутри и без малейших признаков золота), было уничтожено в море диверсионным взрывом. 🌊💥

Понятно почему: судно «с золотом» (но фактически - без него) не должно было дойти по Петербурга. Украденное золото должно было, якобы, «утонуть в шторме». Понятно ещё и то, что «частному лицу» золото, да ещё и в таких количествах, девать просто некуда. Значит, в этом был замешан, как минимум, хотя бы один банк. Американский или английский. (Это если не обвинять в причастности, бездоказательно, американскую и английскую власти).

Но «руки», от отсутствия денег за «продажу», Россия не «заламывала»: вовсе не «деньги» были главной целью той сделки.

 Фото некоего неисправного барка «Оркни» (возможный перевод: «Оркнийский барк», 1872-1918гг, название судна взято из оригинальной подписи к фото, на борту оно нечитаемо), буксируемого где-то в Англии, возможно, в последний путь, на слом в 1918 году. А может, наоборот - оно буксируется в ремонт между 1872 и 1918 годами?
Судя по годам (указанным к фото неизвестного автора), ЭТОТ барк «Оркни» ещё не был построен к тому времени, когда прежний барк «Оркни» погиб в 1868 году. Но, в то же время, этот «Оркни» тоже ни как не мог «бороздить моря» в 1871, попав в «регистрационную книгу». Так как ещё просто не был спущен на воду.
Возможно, именно так (или похоже) выглядел погибший в Балтийском море (якобы с золотом) «Оркни». Если, конечно, с датами к фото нет ни какой ошибки. И это судно не является «тем самым Оркни», которому, после ремонта, ещё предстоит погибнуть.
Фото некоего неисправного барка «Оркни» (возможный перевод: «Оркнийский барк», 1872-1918гг, название судна взято из оригинальной подписи к фото, на борту оно нечитаемо), буксируемого где-то в Англии, возможно, в последний путь, на слом в 1918 году. А может, наоборот - оно буксируется в ремонт между 1872 и 1918 годами? Судя по годам (указанным к фото неизвестного автора), ЭТОТ барк «Оркни» ещё не был построен к тому времени, когда прежний барк «Оркни» погиб в 1868 году. Но, в то же время, этот «Оркни» тоже ни как не мог «бороздить моря» в 1871, попав в «регистрационную книгу». Так как ещё просто не был спущен на воду. Возможно, именно так (или похоже) выглядел погибший в Балтийском море (якобы с золотом) «Оркни». Если, конечно, с датами к фото нет ни какой ошибки. И это судно не является «тем самым Оркни», которому, после ремонта, ещё предстоит погибнуть.

В «Википедии» написано, что Россия потратила «бОльшую часть» вырученных денег на американское ж/д оборудование. 🚂

Но тут, как говорится: «Так-то оно так, да не совсем оно так». Потому что, будь это АБСОЛЮТНО так, то США просто «завалили» бы Россию ж/д техникой. Которая «караванами» шла бы морем. Это был бы «ленд-лиз №1» по своей «мощи». 🚂🚂🚂🚂🚂 И всю эту массу тяжелой техники нужно было бы «провернуть» всего только за 1 год старыми паровыми судами, мало пригодными для таких перевозок (1867 - «продажа Аляски», а в 1868 оставшееся «недоиспользованным» золото уже «утонуло»).
Вряд ли такое было бы возможно, даже если бы ж/д технику в Америке дружно стали бы делать все одновременно - «
от мала до велика», и «все 24 часа в сутки».

  • Тут следует учесть и такой фактор: в России умели делать не только свои паровозы, из собственной «школы». Но и качественный, недорогой весь ж/д транспорт. Верста пути, например, обходилась России около 93 рублей. Что было почти в 2 раза дешевле, чем такая же верста в Европе. То есть, покупать «в массовом количестве» дорогую (да ещё вместе с перевозом) ж/д технику ни кто бы не стал: своя дешевле и не хуже.
  • Собственно, сделать паровоз, в то время, мог бы любой комбинат, способный лить черный металл. В США тоже умели делать ж/д технику без «заоблачных цен». Поэтому техники дешевой, на десяток миллионов рублей, пришло бы в Россию просто «ну очень много». И, конечно, не за 1 год (закрепленными на небольших палубах парусно-паровых судов). Современных гигантских "танкеров" и "контейнеровозов" в то время не существовало.

Да, американский инженер помогал в России развивать ж/д транспорт (в основном, относящийся к «строению пути» и «мостам», в том числе в сторону дальнейшего «удешевления» транспорта, благодаря конструкционным решениям). Но - не до такой степени, чтобы Россия делала в США сверхогромные закупки. О подобных «глобальных закупках» американских паровозов в России не известно ни кому. Хотя именно США, фактически соперничая с Россией в конструкции передовых паровозов, имели одни из лучших в мире локомотивы. 🚂

Но известно другое: только закончилась тяжелая Крымская война 1853-1856гг. Она показала: русским войскам буквально «катастрофически» не хватает мобильности. Что снижает их боеспособность.
Например, в то время, как черноморский моряк до последней капли крови отстаивал Крым на суше, лучшая в стране гвардия не способна была покинуть Петербург ему в помощь. Не говоря уж о том, чтобы ещё и вовремя вернуться обратно.

И в России, поэтому, начался «бум» развития ж/д дорог. В том числе - проводились закупки иностранной техники. Хотя в России имелась «своя школа» паровозостроения, иностранные паровозы одно время настолько активно закупались, исходя из заказов «среднего звена ж/д управления», что собственное производство локомотивов было даже приостановлено на несколько лет (при переориентации заводов на «вагоны» и другое необходимое оборудование).

Правда, иностранной технике, как показала практика, не хватало унифицированности. Это сильно снижало её ремонтопригодность и весьма усложняло обслуживание.
Ведь лучше иметь 10 одинаковых локомотивов, приспособившись к их стандартному ремонту и обслуживанию специализированным оборудованием, как и привычными навыками персонала. Чем 10 разных. Чтоб каждый раз в ремонте "
решать ребусы" с их восстановлением. Так что вскоре приостановленное паровозостроение в России возобновилось.

Кстати, отсюда видно: Россия не имела американской техники в "массовом количестве". Иначе ремонт такой техники не представлял бы трудностей.

Типичный для США 1860-1890-х годов паровоз «Американец». Эта машина была буквально «стандартом» для США, особенно в 1860-1870 годы. Её так и называли: «Американский стандарт». Покупай «много» Россия у Америки ж/д техники в то время (то есть, после сделки с Аляской 1867 года), эти паровозы «американского стандарта» присутствовали бы у нас в массовом количестве, став буквально «основными» на российских дорогах. Чего, конечно же, не наблюдалось.
Типичный для США 1860-1890-х годов паровоз «Американец». Эта машина была буквально «стандартом» для США, особенно в 1860-1870 годы. Её так и называли: «Американский стандарт». Покупай «много» Россия у Америки ж/д техники в то время (то есть, после сделки с Аляской 1867 года), эти паровозы «американского стандарта» присутствовали бы у нас в массовом количестве, став буквально «основными» на российских дорогах. Чего, конечно же, не наблюдалось.

Эта «версия с ж/д оборудованием» для российских дорог основывается на «найденном в российских архивах» документе от некоего «финансиста», по которому Россия «получила» за Аляску не золото или доллары, а более 11 млн. рублей. Из которых 10 «потратила» на американские ж/д принадлежности. Как указывает исследователь архивов А.Ю.Петров, нашедший этот документ, он находится в ГИА ф.565. Опись 3 (по другим данным - опись 5). Дело 17843. Л. 9. ☝😑🎓

Но, размышляя над этим вопросом, надо исходить из «сути».

А «суть вопроса» (при понимании того, что ни какой император не станет «за дешево» разбазаривать свои земли) была в том, что (по «урокам» Крымской войны) России было нужно: ✔ а) развитие ж/д транспорта для повышения мобильности войск; ✔ б) не допустить Англию в Америку для её колонизации; ✔ в) не дать США (захотевшим "иметь весь континент") вступить в союз с Англией (с Англией в первую очередь, но не исключая и др. страны), чтобы отвоевать у России Аляску с открытыми там залежами золота; ✔ г) суметь «удержать» Аляску за Россией на любых приемлемых условиях в данный момент и на будущее; ✔ д) понимание того, что Россия «обычными» методами «силы» не сможет отстоять Аляску; ✔ е) то есть, надо искать «дипломатический путь» отстаивания своих интересов в Америке; ✔ ж) в случае «нахождения» такого «пути», Англия надолго или «навечно» (как и возможные др. европейские страны) однозначно должна была быть поставлена в невыгодные, но вынужденные для неё условия «отказа от Аляски».

И всё ЭТО надо было сделать одновременно! Однако - КАК?!

Англия. Удивительная природа островов Оркни. В честь которых был назван барк (или барки).                                                                                                                                                                      Человек, взорвавший барк (не хочу «прославлять» его имя, кому интересно, посмотрите в интернете), ранее воевал в США на стороне «южан» в качестве «тайного диверсанта». После победы «северян» вернулся в Англию. Где предложил свои услуги, после полученного опыта, английской армии.                                                                                            Но «прямолинейные» военные им не заинтересовались: в то время «честь солдата» начисто отвергала всякие "тайные диверсии", как таковые. Считаясь уделом воров и трусов.                                                                                                                                                                           Зато в тюремной камере, куда он вскоре «сел», якобы «случайным сокамерником» оказался «заказчик». Предложивший ему взорвать «Оркни» за деньги.                               Стоит ли говорить, что «сидеть в тюремной камере» ему, согласившемуся «на столь интересное дело», долго не пришлось?                                                                                 Устроившись грузчиком в порт, диверсант пронес и спрятал на «Оркни» мину с часовым механизмом.                                                                                                                  После гибели «Оркни» он стал «специализироваться» на взрывах судов («помогал» бесчестным владельцам получать страховку). Так он «жил» некоторое время, пока не был ранен собственной миной. Сработавшей на судне раньше времени, пока  преступник, весь из себя, «изображал пассажира». Скончался через несколько дней от полученных ранений. Но английские детективы, выясняя обстоятельства гибели разных судов, успели допросить его.
Англия. Удивительная природа островов Оркни. В честь которых был назван барк (или барки). Человек, взорвавший барк (не хочу «прославлять» его имя, кому интересно, посмотрите в интернете), ранее воевал в США на стороне «южан» в качестве «тайного диверсанта». После победы «северян» вернулся в Англию. Где предложил свои услуги, после полученного опыта, английской армии. Но «прямолинейные» военные им не заинтересовались: в то время «честь солдата» начисто отвергала всякие "тайные диверсии", как таковые. Считаясь уделом воров и трусов. Зато в тюремной камере, куда он вскоре «сел», якобы «случайным сокамерником» оказался «заказчик». Предложивший ему взорвать «Оркни» за деньги. Стоит ли говорить, что «сидеть в тюремной камере» ему, согласившемуся «на столь интересное дело», долго не пришлось? Устроившись грузчиком в порт, диверсант пронес и спрятал на «Оркни» мину с часовым механизмом. После гибели «Оркни» он стал «специализироваться» на взрывах судов («помогал» бесчестным владельцам получать страховку). Так он «жил» некоторое время, пока не был ранен собственной миной. Сработавшей на судне раньше времени, пока преступник, весь из себя, «изображал пассажира». Скончался через несколько дней от полученных ранений. Но английские детективы, выясняя обстоятельства гибели разных судов, успели допросить его.
  • Причем барк «Оркни», по «регистрационной книге», вместо того, чтобы с 16 июля 1868 года покоиться на дне Балтийского моря (в чем убедилась советско-финская экспедиция, специально организованная для поиска судна с российским золотом в 1975), тоже прекрасно себя чувствовал и, якобы, бороздил моря даже в 1871 году.

Словом, все эти «неясности» и «нестыковки» очень «смахивают» на подделку. А если учесть, что американцы в России, в 90-ые, не только имели доступ во все места, ранее секретные, но и в кабинет к Ельцину могли бы дверь ногой открыть, да если ещё вспомнить про свою собственную «5-ую колонну» будущих «иноагентов», то и выходит тогда, что с такими «документами» надо бы ещё «очень и очень» серьезно разбираться. На предмет их возникновения и уровня подлинности.

Чек о «продаже» Аляски.
Чек о «продаже» Аляски.

Как видите, это обширная и спорная тема. Одна из тех, которая способна превратить бытовой «кулинарно-исторический» канал, лишь немного касающейся истории, «как общего фона событий вокруг определенного продукта», в канал чисто «исторический».

Что «не есть» цель канала. (По «Америке», в частности, обзор начат с картофельных чипсов - не «завезенной» откуда-то, а родившейся в США «национальной штатовской еды»).

Поэтому мне бы хотелось, разжигая интерес у читателя, чтобы он самостоятельно заинтересовался вопросом с «золотом за Аляску».
По причине того, что устремления к поиску истины всегда полезны для наших душ. А уж что мы там «
накопаем» - то все наше.

Здесь же мне хочется отметить, по поводу «продажи Аляски», только сам интересный ход событий. Сильно изменившийся с периода СССР.

Об ЭТОМ изменении «Википедия» НЕ ГОВОРИТ. И, в связи с чем, под статьей наверняка появятся «объективные» комментарии от читателей, якобы уличающие «субъективного» автора «во лжи». Многие, почему-то, свято уверены, что важные политические «документы», общедоступные в интернете, никогда и ни кем не подделываются.

Если верить «Википедии», то Россия «продала Аляску США». 😑 Всё. 😑 Точка. 😑

Википедия основана американской некоммерческой организацией.                                                Её содержание доступно к свободному изменению непонятно кем.                                                                                 И было бы странно, если бы её кто-то не «курировал». Следя за «политически правильной» («нейтральной» или выгодной для США) «доступной читателю» информацией.                                                                                                                                                                   А о  том, как в США умеют "курировать СМИ" и "рот затыкать" даже своему собственному, избранному народом президенту, мы все уже видели на примере с Трампом.
Википедия основана американской некоммерческой организацией. Её содержание доступно к свободному изменению непонятно кем. И было бы странно, если бы её кто-то не «курировал». Следя за «политически правильной» («нейтральной» или выгодной для США) «доступной читателю» информацией. А о том, как в США умеют "курировать СМИ" и "рот затыкать" даже своему собственному, избранному народом президенту, мы все уже видели на примере с Трампом.
Здесь хочется напомнить: Википедия не относится, по новому российскому закону, к «образованию». Но - только к «просвещению». Поэтому - не стоит ей «доверять всецело». И, честно говоря, учащимся (не желающим быть обманутыми) лучше ею не пользоваться вообще. В России есть более достоверные источники практически по любым не секретным вопросам.

Словом, если вы, читатель, молоды, то я «Америки не открою», но просто скажу то, о чем ЗНАЛИ И ЗНАЮТ БЛИЗКИЕ ВАМ люди. Спросите, для интереса, своих старших родственников. Тех из них, кто хотя бы «отслужил в Армии» ЕЩЁ ПРИ СССР. Наверняка услышите в ответ: «Россия продала Аляску на 100 лет».

Я, конечно, не «работал в архивах» с бумажными документами. Но, в период СССР, знания ПРОСТОГО советского народа о «продаже Аляски» были именно такими.

Оригиналы документов (в своем «бумажном виде») ни где, до сих пор, не «всплывали». Складывается впечатление, что они засекречены. 😗

А в приводимых иностранных текстах (якобы из оригиналов) нет слова «продажа». Зато там, вместо него, есть выражение, соответствующее понятиям «аренды» или «гранта» (То есть, Россия отдала Аляску США «в помощь для чего-то». Однако не «в безвозмездную», а - «за недорого». И - без даты: значит, не «подарена», а «до первого обратного востребования»).

В переводе «текста продажи» на русский язык, опять же, нет слова «продажа». Но есть слово «уступить». ☝😐

1. «Уступка» в русском языке (если глянуть словарь Даля от 1863 года), в одном из ряда своих значений, может быть «продажей», но - сделанной со скидкой. Причем «уступка», между продавцом и покупателем, остается устным разговором. И она ни как не фиксируется в «чеке» или договоре. К тому же, это слово (со смыслом «уступить в продаже»), является простонародным, а не дипломатическим.

2. Ещё «уступить» используется в смысле «отдать задаром». Но мы же понимаем: с чего бы это России Аляску «отдавать» США, с какого перепугу?

3. Ещё можно «уступить» под натиском силы («уступить город неприятелю»). Но Россия и США не были неприятелями. Даже наоборот: Россия помогала становлению США.

4. А вот «уступить» что-либо, в смысле «дать в пользование» - вот такое вполне можно употребить в дипломатии с обоюдной выгодой.

Из «перевода на русский язык» сделки по «продаже» Аляски.
Из «перевода на русский язык» сделки по «продаже» Аляски.

Можно ещё предположить, что «продавать» землю, «созданную Богом», верующий человек 19-го века считал себя не вправе: «Бог Землю создал, Бог ею и владеет. А я тут - кто такой, чтобы Боговым распоряжаться?». И поэтому умышленно избегал слова «продаю» в отношении сделок конкретно с землей. Заменяя его каким-нибудь другим. Так делалось в среде русских простолюдинов: «поверье» такое это было в народе. Поэтому крестьяне, землей владевшие, землю не «продавали». Они «давали», «отдавали за деньги», «дарили» и всякое прочее, но только - не «продавали».

Однако, даже если предположить, что царь тоже говорил так же, как и самый простой русский крестьянин с его «поверьями», то в русском языке есть вполне «нейтральный» синоним слову «продажа» - это «передача». Причем фраза: «добровольно передать за деньги» - это, можно сказать, фактически 100% -ый синоним слову «продать».

Поэтому, в действительности если продавай царь Аляску Соединенным Штатам, то тогда было бы написано в документе, фиксирующему сделку, не расплывчато и простолюдно: «уступить». А вполне конкретно: «передать» (в случае умышленного избежания слова «продажа» в отношении земли, в ином случае была бы указана «продажа»).

«Инициатива» сделки исходила из России. Так что «продать», «передать» или «уступить» Аляску - тут можно быть уверенным - это уж 1000 раз было царем хорошо обдумано и передумано. США, конечно, могли согласиться (или не согласиться) с предложением России - их был выбор.

Они согласились. 😉🙏😊

В противном случае «назревала война». И наиболее «хладнокровные» американцы, не поддаваясь фермерско-купеческим ура-эмоциям: «А давайте завладеем всей Америкой!»,- понимали: такая новая война непредсказуема в последствиях. И вполне может грозить гибелью молодым США если не от России, то от Англии. Или - от заинтересованных европейских стран (как и от их возможного союза). Получая Аляску «по договору» за умеренную плату, США получали мир и землю в пользование. Что, безусловно, было наиболее разумно для них в тех условиях.

Александр II (1855-1881),заключивший «загадочный» договор с США по Аляске. Современники этого царя называли «Освободитель» (Отмена крепостного права в России; победа в войне, давшая независимость Болгарии. Погиб от рук «народовольца». Причем - при «моральной поддержке», для совершившего убийство преступника, от «передовой пятой колонны» того времени).
Александр II (1855-1881),заключивший «загадочный» договор с США по Аляске. Современники этого царя называли «Освободитель» (Отмена крепостного права в России; победа в войне, давшая независимость Болгарии. Погиб от рук «народовольца». Причем - при «моральной поддержке», для совершившего убийство преступника, от «передовой пятой колонны» того времени).

Вот за оформление именно «аренды» (а не из-за «большой цены», как об этом когда-то писали) в США, некоторые американцы, и критиковали потом весьма жестко своих «подписантов». 😖

Критиковали, надо признать, тоже логично и обоснованно.
С их точки зрения. Многие считали: Россия - далеко. И находится в сложной политической обстановке. Защитить Аляску не сможет. А это значит, что для овладения всей Северной Америкой, было бы выгоднее отвоевать Аляску. Раз и навсегда. А не «
арендовать» её у России на ограниченное время.

Интересы Англии и других европейских стран эти люди почему-то забывали учесть. Простодушно думая, что за «РУССКУЮ Аляску» борьба развернется исключительно только между американцами и далекой Россией.

Хотя множество войн уже показали: двое поцапались - третий обязательно влезет. В поисках собственной выгоды. 😈

А Россия, в то время, и вправду не смогла бы позволить себе отправить армию и флот для защиты Аляски. Причина была не в слабости армии, а в отсутствии необходимой её мобильности. Отправить войска из европейской части России можно было.
Но тогда они точно не успели бы вернуться обратно к тому времени, как противник на это действие отреагирует, соберется, и решит напасть в Европе. На «
оголившуюся» Россию неминуемо напали бы тогда в Европе по всем направлениям.

Но вот долгосрочная «сдача Аляски в аренду» весьма удачно решала сложный политический вопрос. При этом - «сохраняя лицо» русского царя перед «цивилизованным миром». Но - с откладыванием защиты этой далекой земли на его потомков.

Цена за «Аляску», поэтому, была относительно «солидной». Но, все же, небольшой: приемлемой. Скорее всего: просто такой, чтобы «правдиво замылить глаза» Англии. 😵 Да и американцев «отпугивать ценой» тоже было неразумно. В России, к периоду продажи, уже знали, что на Аляске найдено золото. И решили это засекретить: ведь самим не добыть. Но и от других утаить секретом настолько, насколько это возможно. 😷
Ведь Европа только из-за «
тени серебра» в Америке вся передралась. А тут - покажи ей золото собственной персоной! 💰😍 Но понятно было и другое: «шила в мешке не утаишь». Секрет долго не продержится.

🔸 Россия поддержала США, в их «независимости», ради сдерживания Англии. В том числе - поддержала демонстрацией своего флота у берегов Америки (специально для Англии: «Уйдите, или будете воевать против России и американцев одновременно!»). И это был «удачный ход».

🔸 Теперь же, победившие бывшие «северяне» заговорили о том, что США хорошо было бы заиметь весь континент. И русская Аляска им уже «мешала». И было ясно: начни США войну за Аляску, теперь уже Англия сразу поддержит американцев. Чтобы ослабить Россию в Европе и «растянуть по континенту» армию США.

🔸 Россия тогда не смогла бы выставить против объединенных США и Англии (да ещё плюсом - союзных им индейцев) достаточно сильную армию, откомандировав её далеко и надолго в «безлюдные» места. То есть, Аляску пришлось бы «уступить неприятелю» (Тут уж слова точны: не «передать за деньги», а «уступить неприятелю»). 🔸 А там уж и Англии было бы недолго ослабленные войной США, да при растянутости американской армии, «вернуть себе колонией назад». И совместно с ними отвоеванную русскую Аляску у США отобрать. Получив, в результате, опять колонию и золотые прииски Аляски «в одни руки».

Но «уступка» Россией Аляски в пользу США «смешала все фигуры на доске» в подобных английских «наметках»: сама мысль «отвоевать у России Аляску» в США исчезла. А значит, ситуация кардинально изменилась.

Эти «100 лет» закончились при СССР, в 1967 году.

После чего США Аляску не вернули. А, якобы, «забрали за невыплаченный им долг СССР по ленд-лизу».

Воевал СССР вместе с союзниками. Но Знамя Победы над рейхстагом - советское! Вот отсюда потомкам и видно: кто действительно воевал, а кто «ему помогал».
Воевал СССР вместе с союзниками. Но Знамя Победы над рейхстагом - советское! Вот отсюда потомкам и видно: кто действительно воевал, а кто «ему помогал».

Ведь Сталин, вроде как, вместо возврата военных долгов американцам, сказал: «Мы кровью расплатились».

Если всё действительно было так (мне источники неизвестны, пишу по памяти «народных разговоров»), то интересно узнать: а правильно ли Сталин поступил? Были ли его действия вынужденным ответом на некое «коварство» Запада, или же он решил «хитро кинуть капиталистов»?

Рассмотрим этот вопрос ДАЛЕЕ: «Аляска и реалии 1945-го».
Начало по «
Аляске» - ТУТ, «по Америке» - ЗДЕСЬ. Иллюстрации из открытых источников. Ну и, лайки от единомышленников автору приятны.