Найти тему
Александра Фидарова

Мои любимые грабли, или какие ошибки молодого кинематографиста я опробовала на себе.

Что-то меня натолкнуло на эту рефлексию. Потому что одно дело, когда ты мегауспешный молодой кинематографист, и тебя боги, окружение, удача и продюссер уберегли от ошибок, но совсем другое дело, когда ты никто и звать тебя никак, но по молодости тебя мучали амбиции, и ты хотел плюнуть в историю, простите - сделать высказывание, на животрепещущую тему.

Я сняла два документальных фильма, и замахнулась в пылу на третий, и вот третий меня подвел. Потому что в первых двух меня окружало сообщество коллег-студентов и коллег-преподавателей, и хотя я слушать никого не хотела, они так или иначе влияли задавая вопросы. Итак, молодому режиссеру вредит изоляция. И это первые грабли. Свои гениальные идеи и истории надо обсуждать, в хоте этого обсуждения градус гениальности как правило падает, и становится понятнее что ты хочешь сказать миру. Есть редкие исключения, когда мы имеем дело с сформировавшимся замыслом, позицией, видением или шизофренией и тогда да, обсуждать уже как правило ничего не нужно. А до той поры, питательный бульон общения нужен.

Картинка автора.Обсуждайте!
Картинка автора.Обсуждайте!

Третий свой фильм я задумывала на хорошо известном мне материале, богатом и питательном как мне казалось. К тому моменту я уже 5 или больше лет, проводило лето в археологической экспедиции музея "Куликово поле".

Сводный отряд был пестрым как цыганский табор, разновозрастный, разнопрофессиональный, разнонациональный...все были моими друзьями и товарищами, все были яркими личностями и я хотела снимать фильм про коллективного героя... у этого коллективного героя из общности были только убеждения, некая морально-нравственная позиция, но не было очевидного реализуемого в производимых действиях в рамках археологии конфликта... А как мы знаем из азов драматургии, чт мы следим за героем, который преодолевает некие препятствия на пути разрешения конфликта. Конфликта у моего "коллективного героя" в этих рамках не было... Отсюда "грабли"№2. Отсутствие четкого понимания кто твой герой, какая у него история, конфликт, и как он его будет преодолевать.

Картинка автора. Ты ли это мой герой?))
Картинка автора. Ты ли это мой герой?))

Понимание этой простой на первый взгляд мысли ведет нас третьей любимой "грабли" начинающего кинодела. А именно злым вопросам кинематографии "Про что кино?" и "Зачем оно?", ведущим к мало осозноваемым в творческой горячке проблемам актуальности и остроты высказывания. Можно снять чудесный фильм про свою семью, и посмотреть его своей семьей. Но "миссия" фильма должна все же быть шире, и поднимать вопросы интересные всем.

Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого...
Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого...

В моем фильме этим миссий было аж целых ... но было и про историю объединения Руси, и про коллективного героя, и про методологию работ, и про музей, и патриотизм, и про археологов, и про трудности российской науки, и про лженауку, и про фальсификацию истории, и про коллективизм и про равенство и про про братство... пока я рассказывала одному оператору с которым собиралась снимать, она сказала мне," да тема неисчерпаемая тут уже на целый сериал", я тогда посмеялась типа "да я такая гениальная", а надо было прислушаться... Итак 4-ртая "грабля", пока ты молодой режиссер, а не мастадонт киноиндустрии, бери в работу локальные истории. История должна быть 1-одна. Например история про шахматный клуб, который является центром культурной жизнь района, но его собираются снести, что бы построить ТЦ. Правда есть небольшой нюанс... есть в документалистике сложные жанры наблюдения и невмешательства, в которых вот так вот просто в лоб историю вычленить сложно, но оставим это мастерам. Я то была вчерашним студентом.

Примерно так выглядит жизнь после фильма.
Примерно так выглядит жизнь после фильма.

5-тые и любимые грабли. Имей четкий план фильма на бумаге. Моя история и "фольклор" вокруг нее разрастался как тесто на теплой плите, и тут бы мне сказать себе милая стой... напиши четкий план, проработай свою идею, проработай сценарий, ограничь круг проблем, выдели главные события и второстепенные, напиши, структурируй.. но мне было некогда заниматься подготовительным периодом, я торопилась снимать ведь мой фильм УЖЕ ГОТОВ! он полностью есть в моей голове, я даже бюджет на него нашла...завела группу в ВК, проект на платформе краудфандинга, и так далее и тому подобное, я занималась продвижением проекта, а не фильмом на бумаге. А это было самое важное.

План которого у меня не было, было что угодно, кроме плана:)
План которого у меня не было, было что угодно, кроме плана:)

Итогом этих пяти ошибок-граблей, стала гора материала с которым я не знала что делать, а те идеи которые мне приходили в голову, на тему как его спасти, сталкивались с другими ошибками молодого режиссера, но о них как-нибудь в другой раз.