Что-то меня натолкнуло на эту рефлексию. Потому что одно дело, когда ты мегауспешный молодой кинематографист, и тебя боги, окружение, удача и продюссер уберегли от ошибок, но совсем другое дело, когда ты никто и звать тебя никак, но по молодости тебя мучали амбиции, и ты хотел плюнуть в историю, простите - сделать высказывание, на животрепещущую тему.
Я сняла два документальных фильма, и замахнулась в пылу на третий, и вот третий меня подвел. Потому что в первых двух меня окружало сообщество коллег-студентов и коллег-преподавателей, и хотя я слушать никого не хотела, они так или иначе влияли задавая вопросы. Итак, молодому режиссеру вредит изоляция. И это первые грабли. Свои гениальные идеи и истории надо обсуждать, в хоте этого обсуждения градус гениальности как правило падает, и становится понятнее что ты хочешь сказать миру. Есть редкие исключения, когда мы имеем дело с сформировавшимся замыслом, позицией, видением или шизофренией и тогда да, обсуждать уже как правило ничего не нужно. А до той поры, питательный бульон общения нужен.
Третий свой фильм я задумывала на хорошо известном мне материале, богатом и питательном как мне казалось. К тому моменту я уже 5 или больше лет, проводило лето в археологической экспедиции музея "Куликово поле".
Сводный отряд был пестрым как цыганский табор, разновозрастный, разнопрофессиональный, разнонациональный...все были моими друзьями и товарищами, все были яркими личностями и я хотела снимать фильм про коллективного героя... у этого коллективного героя из общности были только убеждения, некая морально-нравственная позиция, но не было очевидного реализуемого в производимых действиях в рамках археологии конфликта... А как мы знаем из азов драматургии, чт мы следим за героем, который преодолевает некие препятствия на пути разрешения конфликта. Конфликта у моего "коллективного героя" в этих рамках не было... Отсюда "грабли"№2. Отсутствие четкого понимания кто твой герой, какая у него история, конфликт, и как он его будет преодолевать.
Понимание этой простой на первый взгляд мысли ведет нас третьей любимой "грабли" начинающего кинодела. А именно злым вопросам кинематографии "Про что кино?" и "Зачем оно?", ведущим к мало осозноваемым в творческой горячке проблемам актуальности и остроты высказывания. Можно снять чудесный фильм про свою семью, и посмотреть его своей семьей. Но "миссия" фильма должна все же быть шире, и поднимать вопросы интересные всем.
В моем фильме этим миссий было аж целых ... но было и про историю объединения Руси, и про коллективного героя, и про методологию работ, и про музей, и патриотизм, и про археологов, и про трудности российской науки, и про лженауку, и про фальсификацию истории, и про коллективизм и про равенство и про про братство... пока я рассказывала одному оператору с которым собиралась снимать, она сказала мне," да тема неисчерпаемая тут уже на целый сериал", я тогда посмеялась типа "да я такая гениальная", а надо было прислушаться... Итак 4-ртая "грабля", пока ты молодой режиссер, а не мастадонт киноиндустрии, бери в работу локальные истории. История должна быть 1-одна. Например история про шахматный клуб, который является центром культурной жизнь района, но его собираются снести, что бы построить ТЦ. Правда есть небольшой нюанс... есть в документалистике сложные жанры наблюдения и невмешательства, в которых вот так вот просто в лоб историю вычленить сложно, но оставим это мастерам. Я то была вчерашним студентом.
5-тые и любимые грабли. Имей четкий план фильма на бумаге. Моя история и "фольклор" вокруг нее разрастался как тесто на теплой плите, и тут бы мне сказать себе милая стой... напиши четкий план, проработай свою идею, проработай сценарий, ограничь круг проблем, выдели главные события и второстепенные, напиши, структурируй.. но мне было некогда заниматься подготовительным периодом, я торопилась снимать ведь мой фильм УЖЕ ГОТОВ! он полностью есть в моей голове, я даже бюджет на него нашла...завела группу в ВК, проект на платформе краудфандинга, и так далее и тому подобное, я занималась продвижением проекта, а не фильмом на бумаге. А это было самое важное.
Итогом этих пяти ошибок-граблей, стала гора материала с которым я не знала что делать, а те идеи которые мне приходили в голову, на тему как его спасти, сталкивались с другими ошибками молодого режиссера, но о них как-нибудь в другой раз.