Ликбез: В Инстаграм-профиле @transcertico наш директор по стратегическому развитию Юлия Янелис провела прямой эфир с ведущим специалистом по сертификации «Транссертико» Александрой Торбиной. Они обсудили основные новости сферы, которые так взбудоражили весь мир ВЭД, остановились на их последствиях и дали несколько практических советов по нивелированию рисков.
Ю: Здравствуйте, Александра! Давайте сразу перейдем к делу и поговорим о главном событии отрасли – введении самостоятельной регистрации Деклараций о соответствии (ДС) клиентами под их электронную подпись (ЭЦП). Скажите, совпали ли ожидания с реальностью? Довольны ли заявители?
А: Между теорией и практикой всегда бывают расхождения, и нововведения на рынке сертификации не стали исключением. Они преподнесли много сюрпризов – в том числе неприятных. Но давайте по порядку.
Положительный момент: заявители обрадовались, что больше не зависят от органов по сертификации (ОС). Раньше многие из них жаловались на экспертов, которые запрашивали слишком много информации и «придирались ко всему, чему можно и нельзя». Теперь им развязали руки – они могут регистрировать ДС самостоятельно.
Минус: импортерам нужно самостоятельно выполнить ряд действий. Первое – получить электронную цифровую подпись, которая должна быть не простой, а усиленной. Второе – привязать ее на портале Госуслуги. Третье – установить на рабочий компьютер необходимую программу, криптографию и т.д. На этом этапе обычно возникают проблемы, так как программа не совершенна, и установочные файлы часто слетают. С формой заполнения декларации тоже не все так просто: когда люди начинают ее заполнять на сайте, часто появляется ошибка – высвечивается «не заполнена графа» или «графа заполнена неправильно».
Конечно, все решаемо.Гораздо бОльшие трудности связаны с тем, что сейчас заявитель должен отлично знать свою продукцию. Если это производитель, то он, разумеется, в курсе всех деталей. У него есть техническая карта, технически условия, где прописаны все требования к его продукции. Если же речь идет об импортерах, то ситуация обстоит иначе. Его цель – привезти груз, оформить на него разрешительную документацию, получить прибыль. Он не знает всех нюансов.
Ю: Получается, что сейчас у заявителей больше свободы и ответственности одновременно?
А: Именно. Чтобы провести испытания и зарегистрировать декларацию, нужно изучить технический регламент, понять, каким нормативам должна соответствовать продукция, при помощи какой методики должны проводиться испытания. Это сложно. Раньше никто не смотрел на то, что написано в протоколе – такими вопросами занимались органы по сертификации: они проверяли документы и продукцию, говорили, каких документов не хватает, какие показатели должны быть зафиксированы в протоколах и т.д. То есть ОС выполняли не только функцию регистрации, но и проверки. Сейчас все ложится на плечи заявителя. Он обязан предоставить комплект документов – сертификат анализа (если это косметическая сфера), договор уполномоченного лица, описание, руководство по эксплуатации и т.д. К слову, он может приложить неполный пакет документов, никто не будет «придираться», но что будет на этапе постпроверки? Вполне вероятно, что возникнут трудности.
Если быть объективными, то и раньше ответственность лежала на заявителе. И возможность самостоятельной регистрации также существовала. Главное отличие состоит в том, что еще полгода назад эксперты из ОС проверяли предоставленные документы. Сейчас заявитель должен проверять все документы, проводить все испытания и предоставлять пакет документов (он остался прежним) самостоятельно.
Раньше многие действовали по такой схеме: загружали в систему минимальный пакет документов, а остальной пакет оставался лежать в архиве органов ОС. Многие регистрировали декларацию, а остальными документами занимались позже. Сейчас этой возможности нет. Да, никто не запретит загрузить и минимальный пакет документов, но это будет нарушение.
Ю: Как происходит проверка деклараций?
А: Механизм пока точно не ясен. Можно сказать, что проверка происходит уже после выпуска документа. Публикация декларации занимает от 15 минут до 3 дней. Но тот факт, что декларацию опубликовали, еще не означает, ,что ее проверили. Клиент не может быть уверен, что все в порядке. Но как будет осуществляться постпроверка?Это все еще непонятно.
Ю: Мы надеялись, что нововведение поможет сократить сроки выпуска декларации и снизить трудозатратность для специалистов, которые подают документы. А на деле выходит, что все вышло с точностью наоборот?
А: В каком-то смысле да.Трудозатраты большие, риски увеличились, сроки на практике не сократились, ответственность высокая. Большинство клиентов не разбираются в продукции и правильности оформления, не вникают в детали.
Ю: То есть плюсов как таковых нет?
А: Плюсы есть. Во-первых, клиенты стали серьезнее относиться к регистрации ДС. Также по многим техническим регламентам предусмотрена схема 1D – она подразумевает, что протокол можно делать не в аккредитованных лабораториях, а добровольных, либо на основании протоколов изготовителей . С одной стороны, это хорошая история – не требуется подтверждения ввоза образцов (если речь идет об оборудовании, то это просто замечательно). Эта схема существовала и раньше, но ОС не любили регистрировать декларации на основе протоколов изготовителей.
В целом, эта модель тоже имеет свои подводные камни. Иногда бывает проще оформить все самому, чем переводить протокол в плоскость нашего законодательства. Опять же, если клиент не обратился вовремя к эксперту, он не сможет понять, все ли верно зарегистрировано на основе протокола или нет. Он экономит время (не нужно привозить образцы для испытания и т.д.), но чем это обернется? Неизвестно. Тут заявители действуют на свой страх и риск
Ю: Перед введением самостоятельной регистрации многие приводили в качестве аргумента «за» экономию средств клиента. Что мы имеем на практике?
А: Возможности для экономии есть. Как я уже сказала, клиент может сэкономить на протоколе и ввозе образцов, зарегистрировав ДС на основании протокола изготовителя. Единственный момент: вероятнее всего, вам понадобится помощь эксперта. Так как программа несовершенна, надо к ней привыкнуть, а для этого требуется человек, который разбирается в продукции и будет разбираться в программе. Клиенту проще заплатить сумму, чтобы специалист подготовил макет и загрузил его в личный кабинет. В этом случае ему остается лишь «выгрузить» декларацию.
Эксперт делает макет, что серьезно ускоряет процесс регистрации, причем эта опция не является дорогой. Правда, никто не проверяет, что именно загружается, клиент должен проверять все сам. Он получает не консультацию, как раньше, а техническую работу (тоже экономия средств). Однако и создание макета требует навыков и знаний. Сейчас многие заказчики прибегают к этой системе. Наша компания также предоставляет такую услугу – мы уже наработали успешные кейсы и можем оказывать качественную профессиональную помощь.
Ю: А можно ли «попросить помощь друга» у ОС?
А: Да, существует и этот способ – как и раньше, клиент может обратиться за консультацией в орган по сертификации. Специалист проверяет, правильно ли оформлен договор уполномоченного лица, корректно ли оформлены этикетки, говорит, вся ли информация предоставлена, дает рекомендации по документам.
Прислушиваться к советам или нет – решает заявитель. По крайней мере он точно понимает где у него «слабое звено». Однако никто не заставляет его что-то менять – решение остается за ним.
Ю: Как мы помним, в прошлом году говорили о многих нововведениях. Каких из них вступили в силу, а какие пришлось отложить?
А: В свое время всех очень встревожило известие о том, что с 1 января при самостоятельной регистрации будет необходимо указывать номер предприятия. Никто не был к этому готов, поэтому инициативу отложили до 1 июля. В то же время были и крайне неожиданные решения, которые застали всех врасплох. Например, нововведение Минпромторга по фреону, которое вступило в силу совсем недавно – с 18 апреля. Согласно ему, под лицензирование попадают фреоны. Теперь, чтобы получить лицензию Минпромторга, нужно получить заключение Роспотребнадзора. Это означает дополнительное время (обещают 20 дней, но не факт, что так оно и будет), и затраты – будет взиматься государственная пошлина в размере 160.000. Теперь на получение ДС клиентам нужно закладывать, как минимум, полтора месяца.
Ю: Какие практические рекомендации вы бы могли дать клиентам?
А: Подходите к оформлению разрешительной документации серьезно, вникайте в детали. Просьба к заявителям – перед отправкой товара заложите максимальные сроки на оформление разрешительных документов. Соедините всю цепь поставки – логистика, таможня, сертификация, маркировка. Отдайте все в одни руки – так вы не будете терять/дублировать информацию. Во избежание недоразумений обращайтесь к профессионалам, которые сделают все «под ключ» и позволят вам в максимально сжатые сроки оформить ДС.
Ю: Спасибо за интересный разговор на такую актуальную тему!
Чтобы стать нашим клиентом, отправляйте заявку на электронный адрес partner@dtod.ru. Также вы можете связаться с нами по телефону – +7 (495) 172-68-75 или оставить заявку на сайте www.dtod.ru.