Многочисленные замки были построены в среднем течении Луары еще в средние века. Это были брутальные крепости, от которых требовалось только одно: любой ценой противостоять врагу. Но в эпоху Возрождения, когда суровость победили куртуазность и изящная форма, предполагающая также и изысканное содержание, замки Луары кардинально изменились. Пресс-служба Главгосэкспертизы России расскажет о самом женском из них.
В Долине Луары сохранилось несколько сотен замков, 73 из них открыты для посетителей. Но ни у одного туриста не хватает терпения на осмотр всех 73 цитаделей, поэтому общеизвестно не больше десятка замков: Шамбор, Шинон, Амбуаз, Бриссак, Сомюр, Блуа, Анжер, Юссе, Ланже… А прекраснейшие произведения средневекового искусства вроде Веррери, Труссе и Вильсавена остаются в стороне от всеобщего внимания. И разве что случайно туристы вспомнят, например, чарующий замок Монпупон, потому что рядом находится магнит попритягательнее – Шенонсо. Его еще называют «женским замком» - не только потому что он выглядит воздушным и нежным, несмотря на всю свою монументальность. И не потому, что знаменит его красивый парк, полный цветов. Дело в том, что вся история Шенонсо связана с женщинами.
Но в начале никаких дам не было. В Шенонсо находилась древняя крепость, окруженная рвами, с подъемным мостом над одним из них: все очень сурово и брутально. Поместье с крепостью принадлежало выходцу из Оверни Жану де Марку. Однажды он согласился разместить в цитадели гарнизон английских солдат, о чем вскоре узнал французский король. Карл VI приказал тогда разрушить некоторые фортификационные сооружения, а хозяина замка медленно, но верно привел к полному разорению.
В начале XVI века земли и старую крепость купил интендант Тома Бойе. Он решил снести все, кроме донжона и построить новый замок в ренессансном стиле. Но Тома постоянно был в деловых разъездах, так что строительством руководила его жена Екатерина.
После смерти супругов Бойе король Франциск I конфисковал замок у их сына, припомнив якобы имевшие место финансовые нарушения Тома. Но молва объясняла его суровое решение лишь тем, что поместье и окрестные охотничьи угодья были чудо как хороши. Вместе с Франциском в Шенонсо часто приезжал его сын Генрих, а также придворная дама Диана де Сен-Валье де Пуатье.
Будущий король Генрих II Валуа впервые встретил Диану, когда ему было шесть лет, а ей – 25. С этих самых пор мальчик стал рыцарем прекрасной дамы и ни на минуту не забывал о ней. Когда ему исполнилось 16, а ей – 35, они стали любовниками. Даже женитьба Генриха на Екатерине Медичи и рождение у них десяти детей не разлучило пару. Генрих взрослел, Диана Пуатье старела, а их любовь крепла: как говорят французы, у сердца нет морщин.
Едва став королем, Генрих II подарил Диане свой родовой замок Шенонсо. При этом он нарушил законы, которые запрещали отчуждение владений, принадлежавших королю. Пуатье, с присущей ей энергией и вкусом, принялась переделывать мрачный замок в роскошный дворец. Кроме того, она занялась перепланировкой парка и сада, разбила гламурный огород, в котором выращивались экзотические овощи и фрукты. Но главное – она наняла архитектора Ф. Делорма, чтобы тот построил каменный мост через реку Шер, которая огибала замок.
Жена Генриха II Екатерина Медичи долго терпела первенство Дианы, но настал и ее звездный и одновременно трагический час. Во время рыцарского турнира сорокалетний Генрих был смертельно ранен. Екатерина, хоть и потеряла мужа, которого, несмотря ни на что, любила, возликовала: наконец-то она почувствовала себя настоящей королевой. А шестидесятилетняя, но все еще прекрасная Диана Пуатье тут же лишилась и положения в обществе, и многочисленных подарков короля, в том числе и Шенонсо.
Екатерина же в честь брака своего сына Франциска II и Марии Стюарт решила основательно «благоустроить» территорию Шенонсо, да и сам замок сделать более нарядным. Архитектор Приматиччо оформил поместье колоннами, статуями, фонтанами, а окна и балконы украсил кариатидами. Были разбиты новые сады и построены дополнительные служебные помещения. В залах появились фламандские гобелены, стены обтянули бархатом и шелком. Потолки и паркет представляли собой произведение искусства – как и потрясающие витражи, мебель, картины.
А в 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо построил на мосту через реку Шер новое крыло. Получилась длинная двухэтажная конструкция, фасады которой были прорезаны ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. На верхнем этаже оборудовали богато декорированный бальный зал.
Когда в 1864 году очередной владелицей Шенонсо стала некая мадам Маргарита Пелуз, она организовала глобальные реставрационные работы, намереваясь вернуть замку его первоначальный облик - до преобразований Екатерины Медичи. Так фасад Шенонсо лишился своих чудесных украшений.
И только крыло на мосту через Шер, самая узнаваемая деталь замка, осталось в неприкосновенности.