Найти в Дзене
Заметки от Виктора ...

Татра в Саратове! Спасательный круг, или аномалия?

В апреле 21 года в Саратове появились трамвайные вагоны Татра переданные из Москвы. Вагоны начали работать на девятом городском маршруте.

Сегодня первый раз наконец-то прокатился на трамвае Татра. Впечатление, сказать честно, двоякое ... Видно что вагоны уже, конечно, старые, правда выглядят не хуже наших "КТМ". Шатает немного посильнее чем в "КТМ", но ход много мягче и плавнее ... И для вагонов собирающихся справлять Серебряный юбилей, выглядят они очень даже прилично! Плюс чешский дизайн! Чехи всегда умели делать рельсовый подвижной состав, и их дизайн всегда доминировал над дизайном других стран!

Вагон "Татра" на конечной остановке девятого маршрута "Детский парк"!
Вагон "Татра" на конечной остановке девятого маршрута "Детский парк"!
T3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД Прага с 1960 по 1999 год. Всего было произведено 14 113 вагонов, включая прицепные безмоторные. В основном они использовались в Чехословакии и в СССР. В ограниченных количествах трамваи этой модели поставлялись в ГДР, Румынию и Югославию.
При проектировании предполагалось, что трамваи Татра T3 не должны быть сложными в производстве и иметь большую пассажировместимость. Более 1000 таких трамваев было поставлено в Прагу, Москву и Киев. Татра T3 (с учётом модернизированных вагонов) до сих пор является основным типом подвижного состава во многих чешских, российских и украинских городах.
Как и все транспортные средства, производимые концерном «Татра», вагон имеет хребтовую раму, изобретённую Гансом Ледвинкой.

Пока я насчитал 22 вагона Татра которые эксплуатируются в "Заводском" трамвайном депо, на маршруте №9. Все вагоны начали эксплуатироваться в апреле 2021 г. Всего их должно поступить тридцать. По дороге домой из окна маршрутки видел две фуры, которые везли еще два вагона, к сожалению, не успел сфотографировать ...

Что касается лично меня, то с вагонами Татра я знаком еще с ранней юности. Приходилось ездить на них в Москве, Волгограде, Харькове ... и всегда хотелось чтобы такие трамваи были и в нашем городе. Но у руководства города было на этот счет другое мнение и они приобретали вагоны "КТМ-5" которые уже изначально были, простите за выражение, барахлом ...

Сейчас "КТМ-5" уже в разы выработали свои ресурс и работают только на "честном слове". Рамы у них уже настолько прогнили и проржавели, что не исключено, что в ближайшее время они начнут разламываться напополам прямо на линиях ...

По хорошему "ВСЁ", Саратовскому трамваю приходит конец ... И всё же, "лучше поздно - чем никогда", городские власти начали чесать свои "репы", как сохранить Саратовский трамвай. И не без помощи яркого сына нашего города Вячеслава Викторовича Володина, парк трамваев в Саратове, хоть немного, но обновился переданными из Москвы вагонами Татра.

Мне довелось прочесть много комментариев и отзывов по поводу Татры. Недовольные найдутся всегда ... Только вот разница между оптимистом и пессимистом - один скажет что стакан наполовину полный, другой что наполовину пустой ... Да, действительно, Татра - получается что это как бы "обноски с барского плеча", но и этих обносков могло бы не быть. Вагоны могли бы пойти под резак прямо в Москве, и кому бы от этого было лучше? А так по хорошему, лет 10, а то и больше, они еще пробегают ... А если сделать еще и капитальный ремонт с заменой кузова - так им вообще сносу не будет ...

Когда пересаживался с "девятки" на "тройку" в Мирном переулке, так получилось что пересел с Татры на "71-605РМ13" (КТМ-5 прошедший КВР с заменой кузова, или попросту "Сбер-трамвай"). Легко было сравнить отличия. Татру "шатало", но трамвай шёл мягко и плавно, а "71-605РМ13" шел вроде ровно, но гремел как старый танк ...

То что Татры немного "шатает", это особенность чешского подвижного состава - мягкое рессорное подвешивание. И если уже быть точным до конца, то не приспособлена Татра для саратовских трамвайных линий. Когда проектировали Татру, то просто не учли что где-то путевое хозяйство может быть запущено до такой степени :)))

Это не фотошоп или коллаж, это реальный снимок.
Это не фотошоп или коллаж, это реальный снимок.

Так что "большим головам" в руководстве СГЭТ, стоило бы задуматься не только о замене подвижного состава, но и том как привести в порядок трамвайные пути ...

Только вот разговор об этом идет пока только про "тройку" которая еще в 1968 году должна была получить статус - первого в Поволжье скоростного трамвая ... И вот спустя 50 лет вновь вспомнили об этом проекте :))), реализация которого должна начаться в 2021 году. Но на дворе уже 30 апреля, а проект реализовывается пока только на словах ... А уже про остальные маршруты, так тут и на словах полная тишина ...

Так устроен человек, что всегда хочется надеяться на лучшее ... Вот и хочется верить, что когда-нибудь и в Саратове трамвайное хозяйство будет на должном уровне. И как-же не хочется в конце добавлять поговорку: "Жаль только жить в эту пору прекрасную - уж не придется ни мне, ни тебе" ...

Когда я писал это, то не ставил перед собой никакой цели, просто размышление, мысли в слух. Пишите комментарии, пообщаемся ...

По пути сделал насколько снимков вагонов Татра на Саратовской земле, при желании можете посмотреть тут: Вагоны Татра в Саратове!

Все мои заметки о Саратовском трамвае можно почитать тут: https://zametki-ot-viktora.blogspot.com/p/blog-page_15.html