Сатира против ненависти — не самая очевидная форма повествования о событиях, в которых фигурирует самая одиозная личность XX столетия, однако, безусловно, имеющая право на жизнь. Преподанные с юмором уроки морали лучше усваиваются, а высмеянное зло куда слабее зла, держащего в страхе.
Однако авторам, работающим в такой концепции, необходимо тщательно соблюдать баланс, чтобы уместное не превратилось в недозволенное. Режиссёрам фильмов, перечисленных ниже, это удалось.
«Он снова здесь», 2015
Эталонный представитель сатиры: хлёсткая, даже наглая фантазия о втором шансе Адольфа Гитлера — автора безобразной идеологии, человека повинного в миллионах смертей, политика, окрасившего карту мира очагами пожаров. По сюжету фильма живой и здоровый диктатор попадает в Германию наших дней, где продолжает свою радикальную пропаганду. И... вновь обретает последователей. Хорошая иллюстрации мысли, что лицемерно сбрасывать ответственность со своей головы на чужую, виня во всех злодеяниях кого-то другого. Гибкость совести — зона ответсвенности каждого отдельно взятого индивида.
«Кролик Джоджо», 2019
Джоджо — обычный мальчишка, которому не посчастливилось расти в ареале искаженных нравственных ценностей. Лишённый достойных ориентиров ребёнок бескомпромиссно разделает извращённую идеологию. Лучшим другом Джоджо становится воображаемый Адольф Гитлер, что подобно Карлсону приходит и уходит через окно, раздавая глупые и вредные советы. Пример Джоджо — великолепная иллюстрации того, что может случиться с мировоззрением любого человека (не только ребёнка), помещенного в социум, зомбированный пагубными идеями, а так же того, как легко все может измениться, если мрак прорежет всего один пусть самый тоненький, но яркий лучик света.
«Бесславные ублюдки», 2009
Этот фильм Квентина Тарантино часто называют самым скандальным и вызывающим, обвиняя режиссёра в посягательстве на память о священной войне. Что, конечно, не так. Тарантино как никому другому удаются шулерские манипуляции со столь тонкой материей как мораль: исследуя проблемы через фарс, стеб, цинизм и насилие, он все-таки никогда не занимает сторону зла. «Бесславные ублюдки» — смелая фантазия, которая, однако, перекликается с реальными событиями и альтернативный исход войны не противоречит глобальным фактам: негодяй будет наказан, империя рухнет, знамёна сгорят во всепоглощающем пламени. А если кого-то из зрителей тарантиновская развязка заставила перечитать соответствующую статью энциклопедии, то это только на пользу.
«Великий диктатор», 1940
На момент создания самой известной антигитлеровской сатиры Германия и США находились в состоянии мира, так что политическая подоплёка только ещё больше подогрела интерес к проекту Чаплина, а вот прокат оказался под вопросом. Однако премьера состоялась, фильм имел успех. Говорят, его смотрел и сам Гитлер. Жаль не осталось задокументированных впечатлений. А вот мнение Сталина, если верить некоторым воспоминаниям, было негативными. Он — большой любитель кинематографа и в частности работ Чарльза Чаплина — (якобы) дал низкую оценку художественным качествам фильма. Но скорее всего у политика нашлись более конкретные причины бойкотировать пацифистский фильм.
«Имя», 2012
Несколько выпадает из подборки, поскольку фюрер в этом фильме лишь точка отправления, зачин словесных баталий. Герои вербальной комедии обсуждают уместность имени «Адольф» для новорождённого, общей массой склоняясь к абсурдности такого выбора. Довольно скоро тема беседы сменится, но вопрос останется в воздухе: уместно ли? Имя не находится под законодательным запретом, но с 45-го года оно почти не используется, хотя ранее было довольно распространено (в том числе и в России). Но дурная слава одного из носителей перечеркнула величие других Адольфов, а их было не мало: Адольф Алан — композитор, Адольф I — архиепископ, мученик Адольф Кордовский и т.д.
Правильно ли табуировать имя за деяния одного из его владельцев, как вы думаете? Также буду рада вашим дополнениям.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал и мой инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!