Найти в Дзене
MAD TOSBY

ММКФ 2021: «Кофейня в поле»

Фото ©️ ММКФ
Фото ©️ ММКФ

В кон­курсе 43-го Мос­ков­ско­го меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя — «Ко­фей­ня в по­ле» Ся­офань Ши. О ме­тафо­ричес­ком зна­чении ко­фе и со­вет­ской кос­ми­чес­кой кап­су­ле — Ксе­ния Мас­ленни­кова

Мо­лодая де­вуш­ка Ю­ань­фань воз­вра­ща­ет­ся из Шан­хая на свою ма­лую ро­дину. В ме­гапо­лисе она ра­бота­ла ба­рис­та, а здесь вы­нуж­де­на ко­ротать дни в буд­ке на про­пус­кном пун­кте. И ей лишь ос­та­ёт­ся, у­еди­нив­шись вмес­те с под­ру­гой в ста­рой со­вет­ской кос­ми­чес­кой кап­су­ле, меч­тать о собс­твен­ной ко­фей­не и луч­шей жиз­ни. А где-то на прос­то­рах пус­ты­ни рус­ский па­рень вмес­те с ки­тай­ским на­пар­ни­ком ищут ту са­мую по­терян­ную кап­су­лу. Но по­ис­ки их по­ка бе­зус­пешны. Та­ков сю­жет де­бют­но­го пол­но­го мет­ра Ся­офань Ши «Ко­фей­ня в по­ле» (2021).

Фильм от­ли­ча­ет­ся сво­ей изоб­ра­зитель­ной сто­роной. Это ве­лико­леп­но и точ­но прос­тро­ен­ная ком­по­зиция кад­ра с ис­поль­зо­вани­ем при­ёма сме­щения цен­тра и внут­ренне­го кад­ри­рова­ния, да и са­ма фак­ту­ра пус­ты­ни, пос­ре­ди ко­торой в ос­новном раз­во­рачи­ва­ет­ся дей­ствие, бо­лее чем ки­нема­тог­ра­фич­на. На­пол­нен он ви­зу­аль­ны­ми ме­тафо­рами и сим­во­лами, ко­торые то и де­ло про­яв­ля­ют­ся яр­ким ак­центом в тка­ни филь­ма. Но по­рой эти ме­тафо­ры труд­но счи­тать без под­сказ­ки, осо­бен­но ес­ли зри­тель на­ходит­ся вне кон­тек­ста на­ци­ональ­ной ки­нема­тог­ра­фии и внут­ренней си­ту­ации в стра­не. Ви­зу­аль­ный язык ре­жис­сё­ра ста­новит­ся за­гадоч­ным и­ерог­ли­фом, ко­торый не вла­де­ющий язы­ком не спо­собен про­честь. Да и нес­пешно-ме­дита­тив­ное, за­тяну­тое по­вес­тво­вание мо­жет уто­мить зри­теля. Спа­са­ет со­зер­ца­ние ве­лико­леп­ной кар­тинки — оп­ре­делён­но по­ложи­тель­но ска­зыва­ет­ся опыт Ся­офань Ши в сфе­ре фо­тог­ра­фии.

«Ко­фей­ня в по­ле», по сло­вам ре­жис­сё­ра, — од­на боль­шая ме­тафо­ра по­ис­ка че­лове­ком сво­его внут­ренне­го пу­ти. Фи­нал от­крыт, и каж­дый зри­тель сам ре­ша­ет, наш­ли ли ге­рои свою кап­су­лу счастья или их по­ис­ки по-преж­не­му про­дол­жа­ют­ся.