Севастопольский академический русский драматический театр имени А.В. Луначарского и режиссер Иван Миневцев посвятили свою «Белую гвардию» 130-летию Михаила Булгакова.
«Подрезы» севастопольских Турбиных
Несмотря на название, спектакль поставлен по легендарной пьесе «Дни Турбиных» и претерпел определенные сокращения. Это не знаменитая трехчасовая «Белая гвардия» Сергея Женовача, показанная 6 лет назад здесь же, на сцене театра Луначарского, во время гастролей МХАТа имени Чехова. Ивану Миневцеву удалось уложиться в один час сорок минут. Но, несмотря на все «подрезы», севастопольские Турбины мне показались интересными и живыми. А это самое главное: когда спектакль дышит и внутренне пульсирует. Можно понять, почему режиссер избавился в своей постановке от щекотливых, неоднозначных моментов, аккуратно изъяв того же Гетмана, петлюровцев, немецких офицеров… Сей хрупкий, скользкий лед, так скажем, идейной канвы довольно-таки коварен и опасен в нынешних непростых обстоятельствах. Но в любом случае исторический фон присутствует, и он ясен даже без всякого Гетманата.
Миневцев, взяв ситуацию и булгаковский текст, сумел рассказать историю людей, попавших в гибельные обстоятельства. В центре повествования – судьба семьи киевских интеллигентов Турбиных.События, описанные в пьесе, происходят в конце 1918 — начале 1919 года в Киеве.
Режиссер поместил своих героев в идеально белый, чистый мир. Перед нами открыточная, почти рождественская комната-картинка, и эта ангельская белизна окружена черным, безбожным пространством. Периодически конструкция разворачивается, и мы видим через окна дома силуэты Турбиных, словно что-то ирреальное, невзаправдашнее, кукольное. Черная мгла уже окутала все вокруг, и лишь эти люди пока еще живут старыми чувствами, заботами и отношениями, пытаясь отстраниться от губительной, ледяной реальности. Но атмосферой тревоги, беды пропитано все, и этот тлеющий свет, и его мерцание зритель ощущает кожей.
Сказать, что перед нами булгаковский спектакль, сложно, постановщик скорее ушел в личное пространство и повел разговор о хрупком человеческом счастье, которое легко разрушить, и что есть роковые обстоятельства, которые люди не всегда могут преодолеть. У Миневцева «Белая гвардия» о том, как день переходит в ночь и свет погружается во тьму. Конечно, жизнь продолжается, и это один мотив, жизнь заканчивается – уже иной, игра белого и черного, переход от одного состояния в другое.
Мужской ансамбль
«Турбины», кроме прочего, остроумный, насмешливый спектакль и зачастую балансирует между фарсом, шутовством, трагедией и мелодрамой. Надо отдать должное режиссеру, у которого явный комедийный дар, подобные ситуации он выстраивает сверхсмешно, хотя бы взять появление в доме Турбиных кузена из Житомира. А в изящном исполнении Юрия Михайловского его Лариосик прозвучал пусть пафосным, но милым, очаровательным чудаком.
Надо сказать, что мужской ансамбль здесь интересный, за каждым героем чувствуется биография и внутреннее содержание. Собрав всех, в общем-то, на небольшой территории, режиссер каждому отмерил свою собственную стремянку. Не зря одной из декораций является лестница, этакий символ верха и низа. Не знаю, вкладывался ли в эту деталь библейский смысл, но Лестница — один из символов распятия, схождения с креста.
Вообще, в севастопольском спектакле много движения и выразительной пластичной игры, он наполнен трагической нежностью, с одной стороны, и сарказмом, иронией – с другой. Миневцев так выстроил мизансцены, что любой жест, дуэт, трио или массовая сцена у него умело прочерчены и логично завершены. Безусловно, в этом ансамбле выделяется Елена Васильевна в исполнении Марии Кондратенко. Актриса практически все действие находится на сцене, и все это время от нее трудно оторвать взгляд. Она полна достоинства и грусти, она женственна, мягка и, в конце концов, невероятно притягательна. И когда поручик Шервинский (Александр Аккуратов) приносит ей букет прекрасных роз, они только подчёркивают красоту и трагичность ситуации. Мария Кондратенко – актриса не просто яркая, но и трепетная, страстная, и булгаковские героини ей как нельзя впору. К сожалению, я не видел ее Маргариту, но думаю, что она и в этой роли не менее пленительна и прекрасна.
Грядущий ужас
Безусловно, Николай Нечаев в роли Алексея Турбина производит сильное впечатление. Стать и благородство своего героя актер сумел показать даже не в очень больших отрывках. А когда он пытается спасти мальчишек-юнкеров от верной гибели, сцена смятения, отчаяния и мужества становится одним из пиковых моментов драмы. Режиссер эту картину перенес в темный зрительный зал, когда ты волей-неволей становишься свидетелем происходящей трагедии.
«Белая гвардия» опять же, несмотря на отдельные спорные моменты, берет целостностью и какой-то пронзительностью. И в этом немалая заслуга художника-постановщика Юлианы Лайковой и художника по свету Дениса Солнцева. Световая партитура в спектакле вылилась в образ дня и ночи, тьмы и света. Залитые светом Турбины и погруженные во мрак темные люди. В финале красота и чистота будет опустошена и осквернена.
Крымский спектакль – о прекрасном прошлом и черном, туманном будущем. Конечно, не новая, но совершенно эффектная сцена, когда Елена мечется по улице, ища ушедшего, вернее, сбежавшего мужа Владимира Тальберга (Андрей Бронников), и ее буквально кружит метель и вьюга, а под ногами трупы, трупы и трупы. Кстати, в этом белоснежном ансамбле Тальберг единственный одет во все черное. Он здесь чужак и сам хорошо это понимает.
Тонкая и очень театральная музыка Фаустаса Латенаса легла на спектакль, придав ему и особую нервность, образность и темпоритм. У постановки есть свой неповторимый пульс, и режиссеру удалось создать на сцене, несмотря на определенную камерность и интимность истории, атмосферу грядущего ужаса и приближающейся катастрофы. Эту линию Иван Миневцев провел от первых тактов завывания вьюги до финала, где поется: «И, как один, прольём кровь молодую!».
Александр Геннадьев
Фото: Татьяна Миронюк