Психологические исследования показали, что игровая деятельность не возникает стихийно, а складывается под руководством взрослых, в совместной игре с ними. Ребенок, имея опыт совместной игры, не может пропустить какую-то форму.
Приходит в замешательство в случае затруднения. Сознательно выбирает одну форму игры, другие оставляет на долю случая, поэтому их часто и недостает в его игре. В игре малыш узнает различные предметы, их свойства, различает формы, величины, знакомится с характеристиками качеств и свойств предметов и т. д.
В игровой деятельности получает опыт эмоциональной отзывчивости, умение вступать в конкретные отношения с другими детьми. Игра повышает интерес к окружающему, служит средством разностороннего развития ребенка. В ходе совместной игры дети в большей мере овладевают способами сотрудничества, общения, совместного действия, взаимопомощи. Они приобретают умения учитывать настроение и состояние другого человека, применять их в жизненных ситуациях. Они учатся анализировать свои действия, соотносить свои желания и возможности, дифференцировать свои поступки с интересами других людей.
Таким образом, играя, ребенок получает то, что в повседневной жизни он получает от взрослых. Большую роль в развитии ребенка играют игры с правилами. Правила игры суть правила поведения, сформулированные в виде требований к поведению. Предписание применять эти правила - основа организации игровой деятельности. Для детей дошкольного возраста эти правила просты и понятны, они побуждают их к правильным действиям. Вводя в качестве образца образцовые правила, родители нередко сами становятся нарушителями, так как не всегда правильно оценивают ситуацию, а в процессе игры пробуют многие возможности поведения, которые не успели освоить в жизни.
В этом случае игра может стать своеобразным тренажером, помогающим перейти к реальной жизни. Игры с правилами помогают развивать социальные навыки, умение успешно строить отношения с окружающими, формируют умение предвидеть и угадывать реакцию людей, правильно оценивать их поступки. В играх с правилами дети учатся действовать в согласии с теми условиями, которые диктует им жизнь, служат средством совершенствования их интеллекта. Игровая деятельность дает возможность детям реализовать свои возможности, достигать поставленной цели.
Поэтому игра с правилами должна занимать важное место в жизни ребенка дошкольного возраста. Формирует у детей умения действовать по правилам Игры с детьми отличаются от взрослых игр тем, что игровые мотивы и действия не так сложны. Все это дает возможность их развитию. С дошкольником можно играть "по правилам", но можно и по собственному желанию. В первом случае игра не может быть безопасной, во втором - она становится увлекательной. Правила возникают как результат конкретного взаимодействия детей и взрослых, воплощают принцип соразмерности, целесообразности.