«Я думаю, это спровоцировало изменение того, как мы учим. Надеюсь, оно станет более интересным и интерактивным».
Автор Эмили Барон Кэдлофф
Анна Блэйкни движется и скользит перед зеленым экраном, показывая изображение клеточной мембраны. Врываясь в банку, она указывает на всплывающие тексты на графике и объясняет разницу между антителами, полученными в результате инфекции, и антителами, полученными в результате вакцины. Она хлопает в ладоши и качает кулаком, пока всплывает информация о белке с шипами COVID-19.
Это вводный урок биологии, если он проходил в ночном клубе.
Конечно, доктор Блейкни не обучает своих учеников посреди танцпола. Она создает видео для публикации в TikTok, новейшем канале в социальных сетях, который привлек внимание молодежи. Доктор Блэйкни создала сотни видеороликов, в которых объясняются научные концепции всего за 60 секунд. В одном видео она напоминает своим зрителям, что нужно мыть маски «так же часто, как (они) стирают нижнее белье», чтобы они оставались чистыми. В другом она наклоняет голову из стороны в сторону, отвечая на вопросы о Солнечной системе, периодической таблице элементов и увеличении в научной викторине показываемой на экране.
Именно доступность и непосредственность изначально привлекли в TikTok доктора Блэйкни, профессора биомедицинской инженерии из Университета Британской Колумбии. Она присоединилась к приложению в октябре 2020 года в составе Team Halo, международной группы ученых, которые хотели дать ответы широкой публике по всем вопросам, связанным с разработкой вакцины против COVID-19. Теперь у доктора Блэйкни более 215 000 подписчиков на ее аккаунте в TikTok, включая ее собственных учеников.
Но создание видеороликов также дало неожиданный результат, предложив доктору Блэйкни больше возможностей для общения со своими учениками. Когда она набирала студентов в свою лабораторию, каждый из опрошенных ею студентов спрашивал о ее TikTok. «Я была удивлена, но каждый из них упомянул об этом».
https://www.tiktok.com/@anna.blakney/video/6885328858153880834
В то время как TikTok явно более случайный, чем обычная университетская лекция (например, доктор Блейкни смеется при мысли о танцах перед студентами), есть уроки творчества и лаконичности, которые она извлекла из создания видео. «Я действительно считаю, что способность объяснять вещи людям понятным языком - это действительно полезный навык», - говорит доктор Блэкни. «Я думаю, что чем больше ты погружаешься в науку, тем труднее это делать, потому что ты так сильно увяз в ней и как бы забываешь, что не все находятся на нашем уровне».
Хотя в TikTok еще не перенесен весь ее план уроков, она надеется, что навыки, которые она приобрела, чтобы делать убедительные видеоролики, объясняющие научные концепции легкими для понимания терминами, применяются в университетских классах, особенно в виртуальных классах. «Может быть, они заранее смотрят 20-минутную лекцию, а затем у вас есть интерактивное время во время урока. Я думаю, это спровоцировало изменение того, как мы учим на самом деле. Надеюсь, он станет более интересным и интерактивным».
Джиджи Ослер также заметила разницу в своем стиле преподавания. Доцент кафедры отоларингологии Университета Манитобы изначально открыла свой аккаунт в TikTok как бывший президент Канадской медицинской ассоциации. Ее многосерийный видеосериал с реальными, а иногда и душераздирающими историями медицинских работников стал вирусным, и теперь доктор Ослер использует свой аккаунт, чтобы отвечать на вопросы, в основном касающиеся COVID-19. Она заметила, что успех на TikTok часто зависит от видео, в которых есть то, что она называет четырьмя E:“emotional, engaging, entertaining and educational”- «эмоциональное, увлекательное, развлекательное и познавательное».
Как и доктор Блэйкни, доктор Ослер обнаружила, что TikTok заставил ее пересмотреть некоторые из ее методов обучения, поскольку приложение поощряет быстрые видеоролики с четкими объяснениями. Она даже черпала вдохновение из маловероятного источника: видео с рецептами в TikTok, в которых можно увидеть десятки шагов и стилей приготовления за одну минуту. «Я смотрю видео и думаю: «О, это действительно хорошо». А затем я продолжу исследование, основываясь на этом рецепте», - объясняет доктор Ослер. «В качестве обучающего инструмента TikTok действительно заставляет вас углубиться в это важное сообщение. И как вы собираетесь объяснить это сообщение таким образом, чтобы оно было увлекательным и познавательным в течение этих 60 секунд?»
Однако использование TikTok в качестве обучающего инструмента требует определенных ограничений. Кейт Тиллечек, профессор образования Йоркского университета и директор лаборатории Young Lives Research Lab, говорит, что использование приложений может оказать большее давление на студентов. Во-первых, многие студенты испытывают усталость от Zoom, измученные тем, что им нужно не отставать от множества виртуальных курсов. Исследование доктора Тиллечека также показало, что у студентов есть проблемы с конфиденциальностью и зависимостью, когда дело доходит до социальных сетей.
Для любого профессора, заинтересованного в присоединении к TikTok, доктор Тиллечек признает желание попробовать что-то новое или поделиться обучающими моментами в своего рода цифровой ратуше. Но она призывает профессоров спросить: «Это поучительно? Что мы могли бы сделать лучше? То, что молодые люди [используют TikTok], означает, что этот инструмент каким-то образом повлияет на их глубокое и фундаментальное обучение?»
Самое главное, доктор Тиллечек говорит, что преподаватели несут ответственность не только за то, чтобы ставить под сомнение образовательную ценность инструментов, которые они используют, но и за вовлечение своих учеников в эти обсуждения. «Мы не одиноки в этом. Спросим наших студентов. Давайте сделаем их полноправными партнерами в этом разговоре о том, что им полезно», - говорит она. «Я действительно считаю, что это большая ответственность, особенно сейчас, когда студенты не по своей вине проживают всю свою жизнь в онлайн, больше, чем раньше».
И доктор Блэйкни, и доктор Ослер признают, что TikTok еще не получил постоянного места в их программах. Доктор Ослер рассматривает приложение как дополнение к своему другому обучению и способ донести важные сообщения о здоровье людям. «Если я могу создать научно обоснованную, научно доказательную и образовательную информацию, которая объясняется простым способом, тогда, если это помогло одному человеку, мы, надеюсь, изменили жизнь одного человека».
Таким образом, TikTok - это всего лишь еще один инструмент для преподавателей, позволяющий привлечь внимание учеников и создать образовательное пространство, если они могут это сделать.