Найти тему
СОветы СОзерцателя

Две причины, по которым я не люблю "Алые паруса" А. Грина

Нет, в целом, творчество грустного поляка (по отцу) Александра Стефановича Гриневского - замечательного русского писателя Грина - я очень уважаю. Тоску его "по несбывшемуся" считаю очень русской и близкой. Зачитывалась в юности романами "Бегущая по волнам", и "Золотая цепь" , сопереживала Друду в "Блистающем мире". Восхищалась потрясающе созданной им атмосферой несуществующей страны и славного города Зурбагана. Путешествовала мысленно вместе с Ноком и Гелли вверх по реке.

И только "Алые паруса" - самое известное и самое символичное произведение, в честь которого называют гостиницы, десерты, торговые предприятия и даже известнейший питерский праздник, произвело, мягко говоря, неоднозначное впечатление. Нет, написано оно мастерски, необыкновенно красиво и романтично, как и все, что писал Грин. И все-таки именно эта, казалось бы со всех сторон замечательная и романтичная феерия вызывала некоторое отторжение.

Фото автора (сделано с разрешения сотрудников музея - мастерской художественного стекла в Кабардинке)
Фото автора (сделано с разрешения сотрудников музея - мастерской художественного стекла в Кабардинке)

И только много позже, с возрастом пришло понимание того, что же именно напрягало меня в этом произведении.

Первое - это неблагородный поступок благородного Лонгрена, отца главной героини. Когда он хладнокровно наблюдает, как буря уносит лодку с его врагом-лавочником, который не дал денег взаймы его жене и та вынуждена была идти в холодную дождливую погоду в город, чтобы заложить обручальное кольцо и накормить маленькую дочку, из-за чего простудилась и умерла. Конечно, страшная история, и у Лонгрена были причины ненавидеть лавочника. Однако хладнокровие, с которым герой наблюдает по сути гибель человека, молящего его о помощи, выглядит отталкивающе. Да и поступки, как говорят юристы, несоразмерны. Да, подонок Маннерс не дал денег бедствующей женщине, и его надежда стребовать за деньги ее благосклонность отвратительна, но он не мог знать, что она простудится и умрет, а Лонгрен сознательно не помог погибающему и даже не позвал деревенских жителей на помощь, зная и даже надеясь, что тот погибнет. Такая жестокая месть не к лицу положительному герою. Больше того, писатель как раз не считает его неправым, наоборот, осуждает жителей деревни, отвернувшихся не только от Лонгрена, но и от его дочери, в общем-то, конечно, невиновной в проступке отца.

Ну и второй момент - это сама Ассоль, вернее полученная ею психологическая установка от собирателя легенд Эгля на ожидание прекрасного принца. И эта установка прекрасно "легла" на воспитание, вернее, отсутствие подготовки девочки к взрослой жизни от ее замкнувшегося в своем горе отца.

Ну да, в классическом романтическом произведении все заканчивается хэппи-эндом. Сюжет реально красив - игрушка с алыми парусами воплощается в реальный корабль стараниями романтика-капитана, который реализует свою "тоску по несбывшемуся" (понятие из другого романа Грина, но оно присуще всему его творчеству), получая взамен любовь романтичной красавицы.

И, кстати, не хочется думать, что там дальше, за этим хэппи-эндом. Ведь герои уплывают из деревни в новую, уже их общую жизнь, даже не будучи знакомыми. От слова "совсем". Даже толком не поговорив.

А сколько судеб советских девушек было сломано из-за увлечения этим произведением. Вернее, его идеей - вот приедет принц под алыми парусами и решит все проблемы. Так и ждали милые девушки прекрасных принцев. Да что там ждали! Есть те, кто и до сих пор ждет, невзирая на седые прически и пенсию. Верят, что где-то там живет этот самый принц, просто не знает о такой замечательной Ассоли. И стоит только найти его (а до этого еще желательно у какой-нибудь "доброй" женщины снять "венец безбрачия") , - и все будет хорошо, просто замечательно. И понять не хочет такая, иногда уже пожилая, девушка, что над собой и своей жизнью работать надо, а не мечтать о красных парусах. Некоторые психологи уже и термин такой используют, как "синдром Ассоли". Только работать с ним очень трудно. Ну как лишить человека надежды на алые паруса? Это ведь как игрушку отобрать у ребенка. Обижается девушка. Ей же не жизнь свою строить надо, а Грэя дождаться. Вот еще чуть-чуть подождать, и все обязательно сбудется. А самое странное, что этот синдром сейчас встречается у молоденьких девушек, которые и товарища Гриневского не знают, и с произведениями его не знакомы. Видать, мечты мам по наследству передались.

А мне иногда кажется, что в Ассоли Грин себя выразил. Ну, знаете, как Флобер, когда его спросили, кого он изобразил в качестве главной героини в "Госпоже Бовари", ответил: "Эмма - это я". Вот здесь что-то похожее. Грин был в полном разладе с действительностью дореволюционной и стал революционером, в надежде, что революция изменит людей к лучшему. Вот прямо сразу. А не получилось. Революция принесла еще более страшную действительность - кровь, болезни, голод и жестокость. Причем жестокость не только белогвардейцев и многочисленных бандитов, называемых тогда "зелеными", но и самих революционеров, стремившихся, вроде, к свету и добру. Сам Грин называл себя "человеком, не лизавшем пятки современности". Никакой, ни дореволюционной, ни послереволюционной. Романтик, он продолжал жить в придуманном им Зурбагане, так и не найдя общего языка с действительностью, в надежде на чудо.

И еще. Я ни в коем случае не призываю придать забвению произведения великого романтика. Я очень надеюсь, что наша малочитающая молодежь все-таки познакомится с его творчеством посредством электронных книг.

Я просто за то, чтобы обсуждать произведения великой русской литературы. И объяснять детям, что месть страшна, каким бы серьезным ни был повод. И что подкова принесет счастье, только если ее прибить к копыту и начать пахать. Над своим счастьем надо работать. Самому. А алые паруса пусть останутся красивым образом.