Найти тему
Мария - Мой канал

Начальная школа в СССР и сейчас. Обязанности учителя и родителей

Начальная школа в СССР и сейчас. Обязанности учителя и родителей
Начальная школа в СССР и сейчас. Обязанности учителя и родителей

Тема того, что должны вкладывать в процесс обучения ребенка в начальной школе учителя, а что родители наболевшая, злободневная. Я, как мама, ощущая на себе все "прелести" современного образования, решила провести небольшой сравнительный анализ: как было в СССР и как есть в реалиях современного образования. Я не стала собирать на просторах интернета многочисленные слухи и домыслы, в большинстве своем тех, кто не жил в СССР (либо жил детьми и по сути, запомнил его избирательно), я решила поговорить с очевидцем, так сказать, из первых уст, со своей бабушкой 1932 года рождения, непосредственно учителем начальных классов она проработала с 1956 года по 1980 год.

  • Количество учеников в классе.

"Я преподавала в классах, где было от 38 до 42 человек. Тогда была разнарядка, что в классе должно быть не менее 35 человек и не более 42. Конечно, мне казалось, что их очень много, но со временем привыкаешь и когда на пенсии уже вела группу продленного дня, где мне дали 17 человек, мне постоянно казалось, что кого-то не хватает, пересчитывала их, все ли на месте." (Учитель начальных классов в СССР)

В 2021 году в 1 классе моего ребенка 25 человек. (И меня постоянно мучает вопрос, почему учитель регулярно по WhatsApp нам говорит о том, что дети не умеют себя вести, шумят, что-то там половина класса не успела усвоить и т.п. Причем все это высказывается в общем чате, в претензионном порядке...)

  • Что должны знать/уметь дети, придя в первый класс?

"Дети приходили в школу не зная и не умея ничего. Всему учила их я. Были, конечно, дети, которые из садика приходили и знали какие-то буквы, некоторых пытались чему-то дома научить родители, но в большинстве своем, всему учила я. Кроме того, я не приветствовала читающих детей, потому как была такая закономерность: когда ребенок ничего не знает, он следит глазами за мной непрерывно, он вовлечен в урок, во все то, что я ему говорю, а те дети, которые имели хоть какие-то знания - не сосредоточены на уроке, им становится не интересно, а в конечном итоге, это перерастало в плохие оценки. Один, мальчик, например, читал галопом, не вдумываясь в прочитанное, не обращая внимание на написание и в результате не грамотно писал, по русскому у него было 3. Всю первую четверть первого класса писали крючочки, кружочки, палочки. Сначала писали карандашом, потом ручкой чернильной с пером, был специальный урок чистописания. Позже уже появились шариковые ручки. После нового года начинали ставить оценки." (Учитель начальных классов в СССР)

Интересно, что сегодня все с точностью наоборот: дети уже практически обязаны прийти в школу, умея читать, знать элементарный счет. В классе моего ребенка большинство детей читающих хорошо, некоторые слабо читающих и были дети, вообще не читающих (4 человека). Вот те дети, которые не умеют читать им приходится очень туго, они отстают, не успевают за классом и это отражается на всех предметах и общей успеваемости. Учитель по сути, уже не учит читать детей в 1 классе, он просто этого не успевает сделать в таком темпе современного образования, умение читать уже как бы само по себе подразумевается... достаточно открыть учебники по разным предметам и по формулировке заданий понятно, что не умеющему читать ребенку придется очень туго. Это по старинке (из СССР) еще говорят, что в 1 классе учат детей читать и есть даже как бы задания для галочки, а на самом деле, детей в экстренном порядке доучивают (кому необходимо) дома родители. Писать вот пока еще учат, но тоже странно. Когда мне учитель рассказывал, как правильно ребенок должен держать ручку (это еще на подготовительных занятиях к школе), когда в WhatsApp нас, родителей, наставляют, что ребенок неправильно пишет, что нужно дома с ним заниматься дополнительно... Лично я научила ребенка писать соединение, как меня в школе учили, оказалось это неправильным и ребенку пришлось переучиваться. Учитель ни разу не взял руку ребенка и не показал, как нужно, аргументируя тем, что много народу в классе и нет возможности с каждым сидеть... Интересно, как в СССР учителя учили перьевыми ручками стольких человек писать... Да, просто в СССР все изучали не спеша и не гнали программу, как сейчас.

  • Какие меры можно применять к непослушным ученикам?

"Можно было поставить в угол. Например, если ребенок не слушается, делаешь ему одно замечание, потом второе, на третье отправляешь его в угол класса. За дверь, как правило, в начальной школе очень редко выгоняли, боялись, что директор увидит, замечание сделает. Применять любое рукоприкладство было нельзя, может кто-то и применял, но я за всю свою педагогическую практику ничего подобного не применяла и считаю это неприемлемым. В основном вызывали на беседу родителей, вызывали в индивидуальном порядке в учительскую. Помню вызвали многодетную родительницу очень трудного мальчика, она стояла и внимательно все слушала от учителя и директора, когда те закончили, она махнула рукой и сказала: "Мое дело рожать, ваше - воспитывать". И ушла. " (Учитель начальных классов в СССР)

Ну, как мы видим, меры воздействия практически не изменились, за исключением - стояния в углу.

  • Что входит в обязанности родителей непосредственно по осуществлению образовательного процесса?

"Ничего. Родители непосредственного участия в образовательном процессе не принимали совсем. Их роль была в организации посещения ребенком школы в надлежащем виде, воздействие на поведение ребенка и т.п. Уроки с детьми родители не делали, как сейчас. Никаких докладов, проектов в начальной школе не было и в помине. Никаких олимпиад в начальной школе не было. Никакие рисунки, поделки на конкурсы родители не делали, в общем-то, как и сами дети. Единственное, какие поделки делали дети - это все то, что было на уроках труда в школе, родители к этому отношения не имели. " (Учитель начальных классов в СССР)

Ну, как вам, родители? Представили? Как бы сразу жить стало легче без этих конкурсов, проектов и прочего, что дети не в состоянии сделать совсем или должным образом самостоятельно! Хотя есть сейчас и такие родители, которым нравится соревноваться поделками с другими родителями, этакие конкурсы, у кого из родителей больше свободного времени! Как по мне, то желание участвовать в подобного рода мероприятиях угасает с каждым последующим ребенком и наличием трудовой занятости.

  • Что делает учитель, если ребенок отстает?

"Если учитель хотел, чтобы у него в классе было поменьше 2 и 3, то оставлял учеников после уроков. Т.к. если учитель не успевает, то это проблема учителя, а не родителя. Как правило, приходилось оставаться после уроков практически каждый день по 2, а то и по 3 часа. Никто нам за это ни копейки не доплачивал и в обязанности по работе это не входило, мы сами были заинтересованы. " (Учитель начальных классов в СССР)

Сейчас же все кардинально поменялось, теперь учитель рассказал материал в отведенные оплачиваемые часы и кто понял, кто не понял - это уже не проблема учителя, это проблема родителей! Нам, например, учитель, опять же в тот самый WhatsApp регулярно начитывает требования, что мы должны проработать с детьми то-то правило, письмо, чтение, а то скоро самостоятельная и будут большие проблемы, если будут 2-ки (правда не уточняет какие), а уж если больше половина класса написали что-то не очень, то сразу родителям грозное сообщение, о том, что плохо занимаемся с детьми! В старших классах родители обращаются к репетиторам. Менталитет учителей изменился. И тут, на мой взгляд, нужно задуматься Министерству образования.

  • Приучение детей к труду.

"В начальной школе ничего особо такого не было, начиная с 5-6 классов за каждым классом закреплялась грядка, где сажали цветочки и пр. В начальной школе были дежурства по классу, по 2 человека, как сидели за партой, дети после уроков убирали класс. Они заранее знали, что дежурят, приносили из дома фартук и нарукавники." (Учитель начальных классов в СССР).

  • На что с родителей собирают деньги в школе?

"Ни на что не собирали. Все за счет государства - ремонт. Единственное, могли попросить кого-либо из родителей помочь своими силами на летних каникулах в осуществлении ремонта, если знали, например, что кто-то маляр и пр.

Питание было платным, собирали по 90 коп. на месяц. Обедали, те, кто оставался на продленку, остальные же бежали есть домой. Завтракать никто не завтракал в школе, т.к. ели дома, потому что за завтрак нужно было тоже платить. Денег не было у родителей.

На новогодние подарки детям деньги не собирали и не дарили в школе. Был и дед Мороз и Снегурочка, и по конфетке из мешка за стишок давали детям, но индивидуальных кульков, как сейчас не было.

Родительский комитет собирал учительнице только на 8 марта и все (День учителя ввели уже позже). Собирали, приблизительно, по 1 р., потом выведывали, что подарить, чего нет. Как правило, дарили: сервизы, постельное белье, люстру и т.п. Однажды, в самом начале моего педагогического стажа, родительский комитет не организовал сбор и дети нанесли мне на 8 марта, кто мыло туалетное, кто пудру, кто одеколон "Кармен" большую бутылку и я потом огромную сумку этого всего домой несла и мы потом еще очень долго этим пользовались.

Родительский комитет объявлял о сборе на родительском собрании. К тем родителям, кого не было на собрании, ходили домой. Телефонов мало у кого было (их позже стали активнее устанавливать по квартирам). Вот однажды, пришли к одной из родительниц домой за 1 р., она сказала, что не сдаст, т.к. учитель и так зарплату получает. Родительский комитет потом еще долго возмущался.

На 1 р. в 1966-1967 гг. я покупала в магазине 4 бутылки молока (при этом сдавая стеклянную тару в замен), 1 буханку черного и 1 батон." (Учитель начальных классов в СССР).

Когда я спросила, почему только на 8 марта подарки дарили и все, мне ответила бабушка: "Бедные родители были, не было таких денег."

Вот так, уважаемые родители, судя по тому, сколько сейчас вы денег собираете на подарки учителям, то все мы с вами сейчас живем намного лучше, богаче, чем жили родители в СССР!

  • Методички для учителей, открытые уроки.

"К каждому уроку нужно было составить план, без плана к урокам могли не допустить или не засчитать часы. Была методичка для учителя и учебник и все, план приходилось писать из головы. Причем использовать планы на следующий год не получалось, так как я там писала, например: "Спросить Иванова о том-то, задать такие-то вопросы". На это все уходило очень много времени, делала планы дома.

Директор мог прийти на урок или на несколько уроков. Меня возмущал только один факт: была одна учительница начальных классов, к которой директор никогда не ходил на открытые уроки. А не ходил к ней потому, что однажды на педагогическом совете летом, перед началом учебного года, сделал ей замечание, что та задержалась и пришла не вовремя на 15 минут. Ничего оскорбительного он ей не сказал, но учительница пришла домой, написала предсмертную записку, в которой винила директора и выпила уксуса. Учительнице вовремя оказали помощь, в общем, она пришла работать в школу, как ни в чем не бывало. Подробностей я не знаю, почему на учет не поставили, тоже не знаю, может тогда и не ставили, может, что еще, но с того времени директор к ней не лез, боялся с ней связываться. Сама эта учительница спокойная была и никаких других случаев с ней больше не было." (Учитель начальных классов в СССР)

Ну, как вам история из СССР. Сейчас модно идеализировать СССР, но так ли оно было идеально? Человек, склонный к суициду работал учителем начальных классов, а директор не хотел с ним связываться и не проверял его работу!

Раньше планы писали учителя из головы, сейчас много готовых планов продается, но теперь возросла на них нагрузка в части негласного соревнования между классами, всякой "нужной" конкурсной деятельности, спускаемой сверху, систематического повышения квалификации (проф. стандарты), отчеты и пр.

  • Какой случай на сегодняшнюю тему вам запомнился больше всего?

"Однажды сидела в учительской, заходит учитель математики старших классов и возмущается, что дала контрольную и вышло аж 22 двойки, на что директор ответил ей: "23 поставьте себе!" (Учитель начальных классов в СССР)

Спасибо, что дочитали эту статью до конца, ставьте лайк, если понравилось!

Если у вас есть истории из СССР и вы хотите о них рассказать, присылайте на почту m.moikanal@yandex.ru с пометкой: "История из СССР". Принимаем только реальные истории, укажите обязательно год события и информацию об источнике: должность, место работы, год рождения и т.п. (ФИО можно не указывать)

СССР
2461 интересуется