Главный дирижёр Большого театра Николай Голованов обладал настолько крутым нравом и тяжёлым характером, что дважды был вынужден покидать стены столь обожаемого им храма Мельпомены. В первый раз его уволили из Большого в 1928 году: тогда против дирижёра была развязана беспрецедентная кампания политической травли, вошедшая в историю как «головановщина». В чём только его не обвиняли! И молодых артистов-то он не продвигает, и «буржуазные нравы» на советскую сцену переносит, и гонорары за выступления назначает несправедливо... Взбудоражены были все - даже товарищ Сталин. Голованов ушёл из театра с высоко поднятой головой, однако уже через два года был восстановлен в должности. Некоторое время спустя своенравного музыканта вновь уволили - уж слишком у него был взрывной темперамент! И лишь в 1948 году состоялось окончательное возвращение дирижёра в Большой: на этот раз он проработает здесь до самой смерти.
Благодаря «Магазину путешествий» мне посчастливилось побывать в квартире Николая Голованова, расположенной на шестом этаже Дома артистов Большого театра в Брюсовом переулке.
Это здание было создано в 1930-е годы самым востребованным архитектором СССР Алексеем Щусевым - тем самым Щусевым, который построил мавзолей Ленина на Красной площади. Так как дом предназначался для советской элиты, в частности театральной интеллигенции, квартиры в нём были очень светлыми, с окнами огромных размеров, а также отличались высокими потолками и специально внедрённой системой шумоизоляции.
При проектировании помещений Щусев учитывал возможность размещения в них рояля и проведения репетиций. Комнаты, как и в дореволюционных особняках, были соединены в анфиладу, а полы покрывались наборным паркетом.
В квартире Голованова меня больше всего впечатлила великолепная антикварная мебель в стиле ампир и совершенно уникальная коллекция произведений искусства. Здесь есть подлинники картин Левитана, Нестерова, Коровина, мерцающие майолики Врубеля и даже скульптура головы египетского фараона (говорят, дирижёр хотел иметь дома настоящую мумию, но жена была против😄). Самая «музыкальная» комната - это рабочий кабинет Николая Семёновича с портретами знаменитых композиторов.
В гостиной особое место отводится женским образам, а интерьер столовой вдохновлён темой путешествий: на её изумрудных стенах Тадж-Махал кисти Верещагина соседствует с венецианским Дворцом дожей, нарисованным самим Айвазовским. Вишенкой на торте становится вид из окна спальни дирижёра на готическую башню Англиканской церкви Святого Андрея - ну что сказать, я бы тоже с удовольствием каждое утро просыпалась в таком месте😀
Организатор экскурсии туроператор " Магазин путешествий ".