Если бы я хотел убить Шеварднадзе, мы бы сейчас беседовали на его могиле. Я все-таки профессионал…
Игорь Георгадзе.
Президент Грузии, бывший министр иностранных дел СССР, «хитрый лис», как его называли в народе, - Эдуард Шеварднадзе пережил два неудачных покушения. Их причины и мотивы до сих пор остаются загадкой. Дело в слаженной работе службы личной охраны или никаких нападений и не было?
Первое покушение
Первая попытка убийства президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе состоялась 29 августа 1995 года. В этот день глава Грузии направлялся на церемонию подписания Конституции. Рядом с автомобилем президента была припаркована заминированная машина. Взорвавшаяся бомба ранила Шеварднадзе: все его лицо было в порезах, оставленных осколками стекла.
По каким-то причинам заминированная «Нива» была припаркована на закрытой автостоянке. Охрана не смогла объяснить следствию как машина попала в место, где парковались правительственные автомобили и где запрещена стоянка без специального разрешения. Из-за халатного отношения охраны к своей работе преступники смогли не просто подогнать на парковку заминированную «Ниву», н и сделали это не один раз: уточнялся радиус сигнала пульта управления, проверялась досягаемость машины и т.д. Но и это не вызвало подозрений у охраны.
Мина имела одностороннее направление и называлась «Мон». Свидетели утверждают, что в день теракта заметили одного человека, владеющего «BMW», который на этот раз находился за рулем машины «Жигуль». Свидетель был удивлен и тому, что двигатель машины работал, пока та была неподвижна. Водитель совершил странный маневр всего за пару минут до взрыва, развернув машину и поставив ее в угол здания. Всего в нескольких метра от ворот, в которые затем въехал президент.
Сразу после взрыва «Жигуль» стремительно умчался. По мнению очевидцев, кроме водителя в машине находился еще один человек – подрывник. Эксперт по данному делу утверждает, что вероятность выжить в таком теракте у президента была невероятно мала. Спасли его секунды, когда подрывник вдруг замешкался и отказался нажимать на кнопку взрывного устройства. Это дало возможность машине президента покинуть самую опасную зону взрыва.
Следствием были арестованы: первый заместитель председателя службы безопасности, сотрудник охраны, капитан службы безопасности, а также председатель службы безопасности, руководитель службы безопасности и многие другие.
Возглавляющим покушение считают Игоря Георгадзе. Он – выпускник Высшей школы КГБ, диверсант, воевавший в Кандагаре. На тот момент - министр госбезопасности Грузии. Там же Игорь Георгадзе будет объявлен террористом и государственным преступником.
После покушения на Шеварднадзе Игоря Георгадзе сняли с должности. Затем он исчез. Общественность восприняла это как бесспорное доказательство его причастности к покушению на Эдуарда Шеварднадзе. Но так ли это?
Игорь Георгадзе говорил о Шеварднадзе как о человеке безнравственном и жестоком, подчеркивая, что президенту нужны лишь власть и деньги. Так же он утверждал, что может разоблачить президента Грузии, обнародовав записи разговоров с приказами Шеварднадзе убивать тех или иных личностей. Данные записи привели к тому, что бывшего руководителя Георгадзе, который работал в оперативно-технического управлении, обвинили в подготовке переворота и отправили в тюрьму в мае 1999 года.
Подозреваемый всеми, изгнанный из Грузии «террорист №1» подробно объясняет, почему все обвинения в его сторону ложны. В июле 1995-го Игорь Георгадзе был в Турции, куда его отправил сам Шеварднадзе. В розыске же указано, что в это время был осуществлен заговор в Тбилиси. Быть в двух местах одновременно невозможно. Это первая нестыковка. Сам президент Грузии обратно в страну террориста не пускал, даже билеты сохранились. Вернуться в Грузию удалось лишь на следующий день после покушения на Шеварднадзе. Далее было объявлено об отставке.
Второе покушение
Вторая попытка убить Шеварднадзе произошла в феврале 1998 года. Президент Грузии находился в машине, которую террористы расстреляли из гранатометов типа «Муха», РПГ – 7 и пулеметов. В нападении участвовало около двадцати человек, один из которых снимал происходящее на камеру.
В состав президентского кортежа входили девять машин. «Мерседес», в котором находился Шеварднадзе и начальник его охраны, шел вторым. Так же Эдуарда Шеварднадзе сопровождала группа личной охраны и спецназ. Удар от гранатомета развернул машину президента на месте, что навело нападавших на мысль о гибели главы Грузии. На самом же деле он выжил благодаря грамотной и оперативной работе охраны. Спецназ завязал перестрелку с нападавшими, в результате которой погибли несколько человек, охранявших жизнь президента. Удалось уничтожить одного из террористов.
Случайно поблизости оказалась машина «Жигули» полицейского Гарика Симоняна. Начальник охраны вывел Шеварднадзе из искорёженного бронированного «Мерседеса» и посадил в машину полицейского.
Правильно ли поступила личная охрана президента? Машина полицейского могла оказаться подставной, заминированной. Это могло быть запасным планом террористов – убить президента, пытающегося спастись. Кортеж состоял из девяти машин, некоторые из которых практически не пострадали в результате теракта. Посадив президента в одну из них, был бы минимизирован вторичный риск для главы Грузии. К тому же уцелевшая охрана могла дополнительно сопроводить машину, в которой находился президент. Не было необходимости бежать под открытым огнем к неизвестной машине, пусть и принадлежащей полицейскому.
Президент Грузии незамедлительно выступил по телевидению, сообщив, что было произведено покушение на его жизнь. Президент высказал предположение, что убрать его решили те, кого не устраивал тот факт, что «нефть из Азербайджана пойдет в турецкие порты через территорию Грузии. Этот маршрут наносит ущерб интересам России, которая хотела бы, чтобы азербайджанская нефть шла в Новороссийск».
Кто-то твердил, что покушение было спланировано в России, которая не может смириться с независимостью Грузии. В это же время российские СМИ предполагали, что покушения были спланированы самим Шеварднадзе и убивать его ни у кого в планах не было. Инсценировки же были необходимы для расправы с противниками.
Такого же мнения и Игорь Георгадзе, который считает, что никаких реальных покушений не было. Шеварднадзе не находился ни в одной из машин кортежа.
Анатолий Куликов, который на тот момент занимал пост министра внутренних дел России, полагал, что в покушениях на президента Грузии были замешаны чеченцы. Они же воевали на стороне Абхазии против Грузии. Бывший президент Грузии Звиад Гамсахурдиа нашел новый дом в Чечне.
Данную версию произошедшего поддержал и Джемал Гахокидзе, которые на тот момент находился в должности министра госбезопасности Грузии. Он решил, что атака была спланирована Салманом Радуевым. Последний высказался, заметив, что события 9 февраля – никакое не покушение и уж тем более не теракт. Это лишь очередная боевая операция по «уничтожению российского бандформирования в Грузии во главе с Шеварднадзе».
Убедительных доказательств нет ни для одной версий. Мы можем лишь догадываться, что на самом деле стояло за этими событиями. Но даже если теракты были настоящими, можно смело говорить о грамотной работе сотрудников по обеспечиванию безопасности президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
Автор: Александра Палагина
Кому интересна наша деятельность, переходите на наш сайт: akbgroup.ru