По социальным сетям давно уже гуляет фото юной девочки в национальной одежде. Подписывают фотографию обычно как «Молодая жена эмира Бухары» или в этом же роде.
Да вот она, наверняка многим знакомая:
Фотография настоящая, не фотошоп и не фотоколлаж. А вот правитель Бухары не имеет к ней ни малейшего отношения. И вот почему.
Гарем означает запретные покои
Эмиры Бухары охотно фотографировались сами и позволяли фотографировать свои дворцы, царедворцев и даже конюшни. Но вот гарем? Подобных снимков не известно. Потому что для мусульман допустить в гарем постороннего мужчину – харам. Недопустимо, запретно. (Кстати, помещения гарема иногда так и называют, харам-хона, запретные помещения. Европейское слово «гарем» именно от слова «харам» и происходит. Другое название помещений гарема – урда)
Просто допустить в интимные покои постороннего мужчину недопустимо. А еще и фотографа? Это фантастический вариант.
Не только в Бухаре – и в других мусульманских странах правители подобного не допускали*.
Распространенность фото
Тем не менее фото молодой жены эмира не только активно тиражируется, но и сопровождается слезливыми рассказами, изобилующими подробностями**:
Обратите внимание, что на скриншоте приводится фотография страницы из неизвестной книги, предположительно на английском языке. Автору этих строк доводилось видеть такую же иллюстрацию в книге на узбекском языке.
Значит фото настоящее? Опубликовано в книгах, широко известно, прочь сомнения
Нет, не так. Потому что давно уже опубликован оригинал фотографии. Точнее репродукция фотографии, сделанной в Фергане и воспроизведенная на открытке в духе ориентализма.
Вот и все. Сомневающимся советую обратить внимание на детали: тумба, цветы, на заднем фоне колонны и лестница не правдоподобного вида, больше похожие на декоративный театральный «задник», нарисованный на холсте. Самая обычная обстановка для фотографических студий начала XX века. И совершенно не характерных для личных покоев бухарских эмиров, какими они предстают в музейных экспозициях и редких фото дворцов эмиров.
Предполагать, что безвестный Вырвинский в Российской империи позволил себе «позаимствовать» фотографию касающееся правящей особы нет оснований. Цензуры бы побоялся и разоблачений.
Как родился фотофейк?
Неизвестно. Алимхан, последний владетель Бухарского эмирата – самый оболганный эмир. Тут уж постаралась не только советская пропаганда, но и народная молва. Каких-каких небылиц только не сочиняли про Алимхана! И планы нападения на Советский Туркестан, и несметные сокровища, зарытые в горах Гиссара, и передача прав на престол коварным британцам. И все эти небылицы не основаны ни на каких источниках, сплошные домыслы и слухи. Впрочем, учитывая вышеприведенную иллюстрацию из англоязычной книги, вполне возможно, что на условном Западе об эмире сложилось не менее фантастические представления, основанные на столь же досужих выдумках и сплетнях. Как и вообще ориентализм в целом.
И вполне возможно, что фотофейк родился задолго до появления интернета - и именно в западных книгах. А уже из них начал «победное» шествие по социальным сетям. Если кто-нибудь располагает более подробной информацией, в частности, в каких именно книгах опубликовано фото, просьба поделиться в комментариях.
PS
В следующей выпуске, если на то будет воля Аллаха, будет рассказано о другом, не менее известном фейковом фото, касающегося Алимхана. Спасибо всем подписавшимся на канал – случайно заглянувших призываю подписаться, чтобы не пропустить.
---
*есть серия фотографий, якобы сделанных в гареме персидского шаха им самим. Но мужеподобные фигуры и лица обитательниц гарема наводят на мысль, что правитель Персии просто пошутил, под видом жен сняв евнухов или слуг.
**никнейм и аватарка заретушированы по этическим соображениям. Подобных публикаций много и нет уверенности, что в данном случае публикатор сам написал сопровождающий текст, снабдив оригинальной фотографией.