При столкновении с необходимостью участия в деле о банкротстве преимуществом является знание правил и особенностей действий в новых обстоятельствах. Такие правила в большей их части на слуху у многих вовлеченных в несостоятельность лиц, что не делает менее актуальным необходимость их обобщения и систематизации. Согласитесь, что досадным недоразумением может являться отсутствие в доверенности специальных банкротных полномочий, являющееся основанием для недопущения к участию представителя в процессы по рассмотрению банкротных споров.
Несмотря на неутешительную статистику погашений требований кредиторов в ходе проводимых процедур несостоятельности, внушает определенный оптимизм постоянное развитие института банкротства в целом, совершенствование практических подходов к разрешению споров со стороны судебных органов. Активно обсуждаются возможности изменения законодательства о банкротстве в целях повышения результативности дел. Наряду с этим остаются неизменными основные принципы поведения кредитора, способствующие реализации права на получение причитающихся денежных средств.
Если не можешь предотвратить банкротство, то инициируй его!
Действительно, у лица, инициирующего банкротство своего контрагента-должника, есть преимущества. Например, заявитель по делу определяет саморегулируемую организацию из числа членов, которой будет назначен арбитражный управляющий, или указывает конкретную кандидатуру управляющего. Заранее подобрав арбитражного управляющего, можно избежать непредвиденных расходов на процедуру и согласовать план действий заранее.
Делай то, что должен, и будь то, что будет!
Эконом-вариант действий кредитора в процедуре банкротства может быть сведен к соблюдению только этого принципа. Объясняется это тем, что арбитражный управляющий, имеющий по статусу высшее юридическое или экономическое образование, наделенный необходимыми полномочиями и действующий под угрозой наступления серьезной ответственности, априори должен провести процедуру банкротства в соответствии с законом, что, в свою очередь, приведет к погашению требований кредиторов даже без активного участия самих кредиторов. Если придерживаться такого принципа, то главное - не пропустить момент открытия процедуры банкротства и реестра кредиторов, включить требования в реестр и ждать. Возможно, мы когда-нибудь дойдем до такой степени развития института банкротства, что данный принцип будет основным или даже единственным. Учитывая, что в обозримом будущем такого не предвидится, следует помнить и про другие принципы банкротной эффективности кредитора.
Гляди в оба!
В процедуре банкротства обязательно нужно смотреть, насколько обоснованными являются поступающие требования кредиторов. Ведь чем меньше необоснованных требований, а такие часто бывают, будет включено в реестр требований кредиторов, тем в большей пропорции получат удовлетворение реальные кредиторы, и тем больше они смогут контролировать ход процедуры. На этом этапе с момента принятия судом заявления кредитора о включении в реестр у последних появляется право экстраординарного обжалования судебных актов, на которых основаны требования других кредиторов. С особым вниманием необходимо отнестись к субординации требований кредиторов – специальной банкротной схеме понижения очередности приближенных к должнику кредиторов.
Проявляй активность!
Участвовать в собрании кредиторов нужно обязательно, вне зависимости от количества голосов, приходящихся на размер включенных в реестр требований. Даже у миноритарных кредиторов достаточно инструментов для оспаривания нарушающих их права решений собрания. Кроме того, порой без миноритарного кредитора собрание может не состояться только из-за отсутствия необходимого кворума. На собрании арбитражным управляющим представляется вся актуальная информация по процедуре. Собрания задуманы как основное мероприятие по контролю за деятельностью арбитражного управляющего.
Если хочешь, чтобы все было сделано хорошо, то сделай это сам!
Конечно, все мероприятия в процедуре должен осуществлять арбитражный управляющий, действующий добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Однако так бывает не всегда. Закон о банкротстве наделяет кредиторов значительными правами как по инициированию оспаривания сделок должника, так и по подаче заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Если управляющий что-то не делает или делает несвоевременно, то на его действия можно жаловаться и в его саморегулируемую организацию, и в Росреестр (орган по контролю), и в арбитражный суд, ведущий дело о банкротстве. Бывает, что управляющий причиняет своими действиями или бездействием убытки должнику и кредиторам. В таком случае кредиторы могут защитить свои права только сами, предъявив иск о взыскании с управляющего убытков.
В ситуации необходимости пристального контроля за ходом процедуры банкротства по-другому оценивается значимость нахождения на месте арбитражного управляющего проверенного человека, которому можно доверять, не перепроверяя за ним все подряд. От таких доверительных отношений кредитор получает дополнительный синергетический эффект в виде экономии своего времени или средств на привлечение специалиста для аудита деятельности управляющего.
Одна голова хорошо, а две лучше!
Если вы не инициатор процедуры банкротства и не мажоритарный кредитор в ней, то это еще не повод опускать руки. Действительно, когда у вас как кредитора размер требований превышает десять процентов общей задолженности, включенной в реестр, то это дает право самостоятельно оспаривать сделки должника. Однако есть способ обойти такое ограничение, действуя сообща с другим кредитором, а, может, даже и не одним. Главное, чтобы сумма требований консолидированных кредиторов была не меньше упомянутых десяти процентов. Поэтому не всегда верным является принцип «каждый сам за себя». Участие в банкротной процедуре с небольшим количеством голосов требует большей гибкости по сравнению с процедурой, полностью контролируемой одним кредитором.
Соблюдение обозначенных принципов поведения кредиторов в ходе процедуры банкротства является правом, а не обязанностью кредиторов. Они являются общими практически для всех банкротных процедур, а их соблюдение способно оказать положительный эффект в виде удовлетворения требований кредитора.
Роман Волкоморов,
адвокат Тюменского филиала Бюро адвокатов "Де-юре"