Проработав учителем математики и старшим вожатым в сельской школе, затем перебравшись в Центр цифрового развития, будучи педагогом дополнительного образования я, так скажем, увидел кухню Российского образования изнутри. И вот, спустя время, переработав свои впечатления и накопленные ошибки (я буду называть это опытом), у меня появилось дикое желание начать свой блог о просвещении становления науки и образования. Моя цель – в направлении тенденции на то, чтобы извлекать из контента в социальных платформах ценную информацию или опыт, который, как мне кажется, будет являться валютой будущего. Мы должны непрерывно учиться превращать «болото» в голове в «чистое озеро» знаний и опыта.
В момент трудоустройства в школу, я был совершенно не готов вести педагогическую деятельность. Однако, еще с моих школьных времен мной всегда двигала мысль, которая была озвучена в аниме 98 года «Крутой учитель Онидзука»– сделать учебу в школе «клёвой». Доверять ученикам и не проводить границы между ними и учителем, быть их наставником в школьный период... и, в конце концов, другом. И у меня, на момент становления молодым педагогом, был такой наставник – учительница русского языка и литературы, по совместительству, классный руководитель 5Г класса, в котором я вёл уроки математики. Она смогла просветить меня в том, каким должен быть учитель в нашей действительности: артистом, оратором, держащий дисциплину в классе и при этом, успевающий найти подход к каждому из 20-30 учеников за регламентированные 35 минут проведения урока.
Многие родители делегируют свои некоторые обязанности учителям, требуя от них того, что не успевают или не могут дать сами. Классический треугольник: родитель – ученик – учитель уже становится дезорганизован и требует переосмысления архитектуры предоставления образовательных услуг, построение экосистемы выстраивающаяся только вокруг ученика, которая будет определять и поддерживает его внутреннюю мотивацию развиваться.
И это уже задача методического уровня, исследований и разработок в области образование – «Educational technology» (EdTech), которая апробирует новые цифровые технологии, такие как: внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и аналитика больших данных (Big Data analytics), с помощью которых возможно будет выстраивать индивидуальные траектории образования для каждого ученика, геймификация, p2p-образование и виртуальная реальность для большей интерактивности образовательного процесса и т.д.
Однако, из перемен, связанные с инновациями, исходит глобальная проблема – неумение их грамотно использовать (методический разрыв) в виду малых показателей цифровой грамотности как учеников, так и у нас, учителей.
Сейчас можно смело утверждать, что будущее образования лежит через цифровую трансформацию и централизацию посредством внедрения цифровых технологий и людей, которые грамотно и систематизировано их используют.
Резюмирурая вышесказанное, я поделюсь с Вами словами моего наставника, которые меня вдохновили… после которых я понял, что мне нужно идти в направлении выше педагогики и вести собственные исследования: «Любые изменения должны начинаться с нас самих»!
Но больше всего, работая в школе, меня смутило то, что ученики не используют все возможности школьной жизни. В России реализуются очень много мероприятий и площадок для раскрытия творческого потенциала школьников (Один из них, самый масштабный – «Большая Перемена» https://bolshayaperemena.online). И под творчеством имеется в виду не только сочинение стихов, писание картин и т.д. Для меня этот термин значит отказаться от безрассудного потребления и концентрироваться на создании, в попытке оставить что-то после себя.
И, будучи учителем, я обнаружил для себя одно из главных призваний педагога – открывать ученикам все возможности для их самореализации и интенсивно направлять их, призывая к большей самостоятельности и человеколюбию, однако, ни в коем случае не заставляя. Мы должны заботиться о том, чтобы растить хороших, здоровых, творческих людей, которые благодарят, хотят делиться и защищать своих родных, близких, нуждающихся.
Сегодня, нам требуется особая, свободная модель образования, которая сможет подстегнуть развитие у человека мультидисциплинарности, подразумевающая также развитие творческого потенциала в профессиональных и личностных траекториях, навыки коммуникаций и умение принятий уникальных решений в купе с техническими навыками, что очень важны для формирования лидеров изменений будущего. Такая новая «креативная экономика» станет новым драйвером экономического роста страны, где главным активом всегда будут люди.