Найти тему
Борис Калашников

"Журналист" и "Оптимисты"

-2

«Журналист» и «Оптимисты»

Выбрать профессию дипломата мне, как и многим ребятам моего поколения, помог фильм «Журналист». Картину смотрел в ленинской комнате четырнадцатой погранзаставы Пришибского погранотряда. «Солдатское радио» с большим упреждением донесло, что кино отличное и движется с «восьмёрки» через «девятку», «десятку» и так далее к нашей четырнадцатой. В предгорьях Талышского хребта в тот год стояла необычная по своей суровости зима. Дороги замело глубоким снегом. Две жестяные коробки с плёнками перемещались самым надёжным всепогодным способом – «дозорной почтой», то есть, два пограничника с автоматами за спиной, увязая в сугробах, тащили четыре-пять километров «культурный привет» Родины и оставляли на стыке участков. Фильм забирал потом дозор с соседней заставы.

Кино на заставе крутят, как минимум, дважды. Утром для нарядов, заступающих на службу днём, а после обеда – для солдат, которые первую половину дня отсыпались после ночной службы. Мне повезло, я присутствовал на обоих сеансах. МГИМО (на тот период МИМО – Московский институт международных отношений) в справочниках в те годы не значился. О том, что такое заведение существует, впервые услышал из диалога героев картины и тут же в ленинской комнате, не вставая, как говорится, со стула, загорелся идеей стать журналистом-международником.

Через несколько дней рядом с заставой приземлился вертолёт, и из него вышел, кто бы мог подумать?! – начальник отдела кадров Закавказского погранокруга Гаранин! Полковник намеревался провести на заставе пару часов, но задул ветер, повалил густой снег, и пришлось представителю окружного командования целых три дня ожидать у нас лётной погоды. Высокий гость времени даром не терял: беседовал с начальником заставы майором Кузнецовым, с солдатами и со мной – заместителем начальника, младшим лейтенантом срочной службы.

Я поделился мечтой, и полковник чёткими крупными буквами занёс название института международных отношений, мою фамилию, воинское звание и номер заставы в тетрадь, в которую записывал всё, что касалось пограничного быта и службы. Кем спрашивается, был для человека, ответственного за кадровые проблемы громадного округа, какой-то младший лейтенант?! И какое ему было дело до московского института?! Но месяца через полтора из Тбилиси, где находился штаб округа, пришёл тонкий конверт, в нём адрес, телефоны, условия приёма, сроки вступительных экзаменов в учебное заведение моей мечты. В краткой записке полковник Гаранин пожелал мне удачи.

Вот так, фильм, встреча с «настоящим полковником» определили мою судьбу.

О своём выборе не жалею. Отработал в качестве журналиста и дипломата в Камбодже, на Филиппинах и в Лаосе. Объездил по дипломатическим и журналистским делам почти все страны Юго-Восточной Азии, побывал в командировках в Китае и Японии. Короче, скучно не было.

Сегодня пишу книги, основываясь на впечатлениях, полученных в ходе командировок. Телевизионные сериалы не смотрю. Искусства там мало, и жаль терять время на коммерческие проекты, цель которых «сорвать» деньги на рекламе. Но, в этом месяце решился всё-таки пожертвовать восемь часов вечернего времени на «Карибский сезон» – вторую часть телесериала «Оптимисты». Хотелось увидеть, какой же образ работника внешнеполитической сферы представляет народу наша телевизионная братия.

А представляет она образ карикатурно-пародийный, хотя жанр фильма не комедия, а «историческая драма». Трудящимся, которые платят налоги на содержание дипломатических и прочих структур, я бы эту драму показывать запретил. В тридцатиминутную серию (приблизительно столько длится каждая часть, если убрать рекламные ролики) авторы фильма успевают втиснуть одну-две сексуальные сцены, две-три жёсткие пьянки, а табачный дым в коридорах и кабинетах высотного здания МИДа, вообще, стоит коромыслом. Причём, навязчивая демонстрация вредной привычки в сценах с героинями сериала, не оправдывается никакими сюжетными разворотами. Но раз «рыночная экономика», то и «деньги не пахнут».

Такое впечатление, что «Оптимистов», как наглую и беззастенчивую рекламу курения, спонсировала глобальная табачная мафия. Но это моя личная гипотеза, которую, если проверять, то охраняющим здоровье граждан и порядок компетентным ведомствам. Но они, как в том хорошем, хотя и не совсем приличном, украинском анекдоте, «не чуют».

Представляю реакцию электрослесаря пятого разряда Василия Мелешко, с которым посчастливилось работать на пятигорском машзаводе. Посмотрев, чем занимаются дипломаты в рабочее время, а иногда и на рабочем месте, он бы почесал затылок, плюнул на промасленный пол родного цеха металлоконструкций и сказал: «Поубывав бы».

И потом странное желание кинематографистов из любого положения ужом извернуться, но обгадить родную страну. Герой фильма – сотрудник советского посольства в Лаосе, вернувшись на побывку в Москву, вклеивает в уши коллегам, что «лаосские дети погибают от советского оружия».

Мне посчастливилось работать в Лаосе в конце 80-х – начале 90-х годов и много раз посетить места былых сражений. Заключительные сцены моего романа «Операция «Ольга» разворачиваются в горах северного Лаоса, которые мне удалось изъездить и исходить вдоль и поперёк.

После войны там осталось столько американского «железа»! В некоторых, в своё время сожжённых дотла деревнях, даже крестьянские хижины стоят на сваях из корпусов американских кассетных бомб. В ходе «тайной войны», которую Пентагон вёл в Лаосе с 1960 по 1973гг., самолёты ВВС США обрушили на эту маленькую страну около 10 миллионов тонн бомб, в среднем по 10 тонн на каждый квадратный километр, по полтонны на
голову каждого лаосца.

На три небольшие страны Вьетнам, Лаос и Камбоджу Пентагон обрушил больше несущей смерть взрывчатки, чем все воюющие стороны во Второй мировой войне. Во Вьетнаме американские бомбардировки унесли жизни трех миллионов мирных граждан, приход к власти в Камбодже кровавого режима Пол Пота, по мнению многих западных журналистов, прямое следствие этих же жесточайших бомбардировок камбоджийской территории. Американские генералы погибших лаосских, камбоджийских и вьетнамских детей не считали. Зачем же валить с больной головы на здоровую?

В 1969 году, под давлением прессы, Вашингтон вынужден был признать сам факт бомбардировок Лаоса, оговорившись, как тот прапорщик в анекдоте про «низенько» летающих крокодилов, что бомбардировки ведутся, но «только с большой высоты». Как будто высота здесь что-то меняет или оправдывает.

Потом, уже после вывода специальных войск США из Лаоса об этой «секретной войне» заокеанскими исследователями будут написаны книги, сняты кинофильмы. Но с 1960 по 1973гг. дорогостоящая и кровопролитная военная кампания скрывалась от американского обывателя и мировой общественности, поскольку, согласно, подписанной, в том числе и американцами, в Женеве Декларации о нейтралитете Лаоса, США не имели права вооружённого вмешательства. Вашингтон, намеревавшийся превратить Индокитай в плацдарм своей экспансии, потерпел сокрушительное поражение. Американцы позорно бежали из Лаоса, Камбоджи и Вьетнама, предав и бросив на произвол судьбы воевавших на их стороне местных солдат и офицеров.

Работая журналистом во Вьентьяне, я много раз бывал в скромной вилле, в которой размещалось советское посольство. По сюжету там же «отбывал срок» своей дипломатической службы герой фильма «Оптимисты», тот самый третий секретарь, впадавший в депрессию от того, что «лаосские дети погибают от советского оружия».

Нет, не мог третий секретарь не знать, кто на самом деле сеял смерть на лаосской земле. Но, нынешнее поколение россиян имеет смутное представление даже о том, где этот Лаос находится, поэтому, как полагают авторы сериала, «пипл схавает».

БОРИС КАЛАШНИКОВ – автор книг:

«Чёрный остров»

"Чёрный остров" - Борис Калашников. Купить книгу, читать рецензии | ISBN 978-5-4484-1195-3 | Лабиринт (labirint.ru)

https://www.litres.ru/boris-kalashnikov/epidemiya-do-vostrebovaniya/chitat-onlayn/

«Операция «Ольга»

https://www.litres.ru/boris-aleksandrovich-kalashnikov/operaciya-olga/

Попугай Гриша и Корпоративная Тайна

https://www.litres.ru/boris-aleksandrovich-kalashnikov/popugay-grisha-i-korporativnaya-tayna/.

Борис Александрович Калашников - читай онлайн, покупай книги автора в электронном или печатном виде на Ridero

Читайте, скачивайте, оставляйте отзывы