Увидел новость о том, что открывается выставка советского искусства «Соцреализм. Метаморфозы» в Центральном выставочном зале Союза художников России. Если бы я сейчас находился в Москве, то, пожалуй, сходил бы. Многократно обруганный и раскритикованный соцреализм, тем не менее, обладает некоей притягательностью, заставляющей вновь и вновь обращаться к произведениям, созданным в рамках этого направления.
В чем же обаяние советского искусства? Почему оно нравится людям? Думаю, тут несколько причин.
Во-первых, советское искусство тяготело к здоровому в самом широком смысле этого слова. В нем показаны нормальные, психически и физически здоровые люди, на которых всегда приятно посмотреть. Какие-либо патологии советские художники соцреализма избегали изображать. Разумеется, подобная установка была связана с идеологией, которая должна была укрепить в людях веру в светлое будущее и вообще оптимистическую картину мира.
В реальности советская жизнь была полна всякого, в том числе мерзкого и болезненного, но такое изображали разве что сатирически, как временные недостатки.
Во-вторых, в советском искусстве импонирует то, что большое внимание оно уделяло людям труда. Разумеется, это был государственный заказ, но в результате появилось много произведений, в которых показаны самые разные профессии. При этом трудящийся человек непременно изображался уважительно. Не знаю, как вам, но мне приятно такое видеть, особенно в наш век, когда отношение к профессиям сильно изменилось.
Сейчас любой юнец без образования и особого ума может зарабатывать миллионы на дурацких видео, до которых, к сожалению, падки многие такие же юнцы. Пользы обществу от этого - ноль.
В-третьих, советское искусство широко осветило военную тему, особенно тему Великой отечественной. Лучшие образцы жанра показывают войну как неестественное, жуткое явление, нарушающее нормальный ход жизни. Если показаны батальные сцены, то это всегда кошмар, смертоубийство, кровавое столкновение добра и зла. Если показаны отдельные эпизоды войны, то, как правило, это либо подвиг советских бойцов, либо моменты затишья, когда люди мечтают о скорейшем окончании войны, либо страдания мирных жителей.
Разумеется, были и картины юмористического характера, но и в них война шла фоном как ненормальное событие. Даже в сценах победы нет так называемого "победобесия", поскольку эти художники реально знали, что такое война, в отличие от нынешних дeбилoв, вопящих про "можем повторить".
И, в-четвертых, жанровые картины соцреализма очень интересны. Они показывают повседневную жизнь людей, полны доброго юмора или морализаторского пафоса (что сейчас тоже смотрится с улыбкой). Они показывают нерв эпохи, как, например, эта картина В. Нестерова, написанная в 1965 году, когда успехи СССР в космосе были общепризнаны, ученые пользовались большим уважением, и вообще, вся эта "оттепель" была полна светлого оптимизма и веры в торжество разума и возможности человека.
И где это все сейчас?..
Читайте еще на моем канале:
Элегантность и качество за небольшие деньги: мои покупки в "Фамилии"
Если не хотите промазать с подарком, дарите ароматы Paco Rabanne: объясняю, почему