Многие, наверное, ждут, когда же мы начнем писать про учебу в американских университетах – все же эта тема интересует гораздо большее количество людей, чем среднее образование, однако, как-то «суховато» получается! Чтобы добавить жизни в повествование, нам захотелось рассказать несколько реальных историй из американской школьной жизни, иллюстрирующих ее основные принципы и главные отличия от тех подходов, к которым мы привыкли на постсоветском пространстве.
1. История первая. Вы получите любую помощь, которую будет возможно оказать в создавшейся ситуации, но будете отвечать по общим правилам. Былые заслуги не освободят Вас от ответственности, но дадут возможность рассчитывать на снисхождение.
Частная школа с пансионом, воскресенье, зима. Детей, записанных в соответствующую секцию, везут кататься на горных лыжах. Вечером, уезжая обратно в пансион, девочка-отличница забывает в шкафчике раздевалки горнолыжного комплекса учебник и тетрадку со сделанным домашним заданием. Пропажа обнаруживается только перед уроком, и ребенок перед уроком подходит к преподавателю и объясняет ему ситуацию. Преподаватель спокойно отвечает, что правила для всех одинаковые – если домашнее задание вовремя не сдано, то за него ставится «двойка». Однако, учитывая личность «нарушительницы» и предыдущие годы вовремя сданных домашних заданий, ей предлагается очень серьезный бонус. Если тетрадка будет отдана учителю до конца учебного дня (примерно до трех часов), то задание будет считаться сданным «условно вовремя», и оценка за него будет снижена всего на один балл. Обращаем внимание на то, что девочка – иностранка. После урока она бежит к заместителю директора школы по пансионерам (мы уже писали раньше о людях, которые решают в школах-пансионах «личные» проблемы живущих там детей). В кабинет немедленно вызывается один из школьных водителей и ему даются все необходимые инструкции, как о том, что если в шкафчике тетрадки не окажется, необходимо переговорить с администрацией спортивного комплекса, так и о том, что действовать надо максимально быстро (от школы до горнолыжной трассы не меньше 50 километров). Примерно в половину третьего тетрадка оказывается в школе, сдается преподавателю, и, в итоге, девочка получает «четверку» за безупречно выполненное домашнее задание (на балл меньше – как было обещано).
Здесь нормально просить о помощи и получать ее, но рассчитывать на «всепрощение» не стоит! Если Вы будете стоять на обочине с развернутой картой, то немедленно остановится десяток водителей, и все будут дружно объяснять Вам, как проехать. Кто-нибудь обязательно предложит проводить до места, а если Вы предложите за это деньги, посмотрит, как на идиота. Однако, если при этом вы все остановитесь в запрещенном месте и создадите опасную дорожную обстановку… Ну Вы понимаете!
2. История вторая. Настаивайте, если уверены в своей правоте.
Государственная школа, переход из средней школы в старшую, индивидуальное собеседование школьного куратора с каждым учеником и его родителями. Родители просят куратора дать мальчику в один год сразу два курса математики (не являющихся последовательными) для того, чтобы в дальнейшем, двигаясь по сетке, он к 12-му классу взял наивысший курс предлагаемый школой. Куратор записывает просьбу и отвечает, что переговорит с преподавателями и сообщит решение. Через некоторое время по почте (обычная практика) родителям приходит на утверждение расписание уроков на следующий год. Второй математики нет. Надо сказать, что школа не имеет права «приказывать» родителям, какие предметы брать школьнику, может только советовать (если только следующий курс не подразумевает наличие предыдущего - нельзя взять математический анализ не пройдя алгебру). Родители вычеркивают какой-то предмет и вписывают вторую математику. Через некоторое время приходит еще одно письмо, в котором школа предупреждает родителей о непоправимом вреде, который может нанести их чаду избыточная школьная нагрузка, но, если они настаивают, то должны подписать документ о том, что всю ответственность за последствия принимают на себя. Подписывают, отправляют, все затихает до осени. Осенью ребенок получает свои две математики. Никакой драмы, естественно, не произошло…
Здесь не надо бояться «начальства». Инвесторы, которые годами ждут рассмотрения своих петиций подают в суд на Иммиграционную службу США, выигрывают, и потом получают одобрение своих петиций (нет, Иммиграционная служба не отказывает им «в отместку»). Победители визовой лотереи DV2020, которые не могли получить свои визы, подали в суд на Президента США, и многие из них уже здесь.
3. История третья. Проступок может не иметь драматических последствий. А вот ложь закрывает все возможности.
Частная школа, пансион. Ученик выпускного 12-го класса, иностранный студент, являющийся гражданином одной из стран Евросоюза, попадается с «косяком». Нарушение серьезное, подразумевающее немедленное отчисление. Однако с учетом выпускного класса и отсутствия предыдущих нарушений мальчику предлагается временное отчисление при условии, что он даст честное слово никогда больше не курить в школе «траву». Мальчик дает торжественное обещание, его отчисляют на две недели. Но он же иностранец, жить ему негде! Находится местная семья, которая соглашается взять мальчика к себе на две недели. Куча формальностей вплоть до обследования условий проживания, в итоге школа дает «добро». «Европейская» мама мальчика в диком восторге засыпает приемную семью благодарностями. Мальчик оказывается отличным – воспитанным и дружелюбным, через две недели он благополучно возвращается в школу. Проходит некоторое время, до выпуска остаются считанные дни, и он, увы, снова попадается на том же самом. Разговор был коротким – ты обещал и соврал, сутки на сборы. Все! Ни аттестата, ни выпускного, немедленное отчисление с «наркотической» формулировкой…
Здесь не надо врать! Вранье на интервью в консульстве, одна единственная «липовая» бумажка, вложенная в иммиграционное дело, ложь под присягой при прохождении собеседования на убежище, все это, если случайно «всплывет» даже через много-много лет, приведет к краху – уже полученное гражданство будет аннулировано через суд, затем запустится депортационный процесс, будет аннулирован статус постоянного резидента и чемодан-вокзал…
4. История четвертая. Презумпция честности, или мы Вам верим.
Частная школа, наступает новый учебный год, надо платить. А в России наступил очередной кризис, бизнес на грани разорения, денег нет. Тем не менее, папа привозит ребенка в Америку, идет в школьную администрацию и говорит, что у него есть сейчас совсем незначительная сумма (не больше 20% от того, что надо заплатить), и когда появится остальное совершенно непонятно. Если школа готова взять эти деньги и «честное слово» на неопределенный срок, то благодарности семьи не будет границ. Если нет – то семья с пониманием уедет домой. Был задан только один вопрос:
- Но Вы же в итоге погасите задолженность?
- Да, безусловно.
- Мы Вам верим, пусть ребенок учится.
Здесь Вы - честный и порядочный человек до тех пор, пока сами не убедите людей в обратном! Даже в бизнесе многие договоренности, даже весьма важные, носят устный характер, но, тем не менее, безукоризненно выполняются. Не обещайте невозможного и выполняйте свои обещания, и Вам будут верить.
5. История пятая. Любой поступок имеет последствия, или слово – не воробей.
Государственная школа. В пылу жаркого спора один из учеников кричит другому: «Да я тебя убью, придурок!» За угрозу физической расправы «герой» немедленно отчисляется из школы на несколько дней. Проходят годы, он заканчивает школу и подает документы в университеты, а потом выбирает из тех, которые его приняли, наилучший. Начинается процесс оформления документов уже принятого студента. И вдруг в одной из анкет возникает вопрос в стиле: «Были ли Вы когда-либо отчислены из школы по любым основаниям даже на несколько часов?» Про ложь выше уже написано – врать здесь нельзя. Ответ «да» немедленно приостанавливает процесс оформления, и дело передается в дисциплинарную комиссию университета, которая должна решить, а нужен ли такой «опасный» студент такому хорошему университету. Времени в обрез. Дисциплинарной комиссии необходимо предоставить подробное описание инцидента и развернутую объяснительную записку о том, как такое случилось и почему никогда больше не повторится. А школа по прямым каналам связи должна направить в университет свое видение ситуации. Все разрешилось за пару дней: школа не только дала выпускнику наилучшую характеристику (что было совершенно объективно), но и ответственный представитель школы лично позвонил в дисциплинарную комиссию и попросил решить вопрос положительно, заверив, что инцидент носил случайный характер и не отражает личность выпускника. Несмотря на благополучное завершение «драмы», понервничать пришлось…
Здесь надо думать о том, что говоришь и что делаешь! Все проступки останутся с Вами навсегда. Их можно исправить, искупить, перевесить множеством прекрасных добрых дел, но нельзя «стереть ластиком».
Ну все, теперь точно к высшему образованию переходим!