В этой объемной книге авторы рассматривают скрытые и неприглядные мотивы, которые управляют нашими решениями в личной жизни и поведением в социальных институтах.
Мы игнорируем слона в голове (бревно в своем глазу), потому что это позволяет не акцентировать внимание на эгоистичной мотивации, выглядеть благопристойно и получать стратегическое преимущество.
Есть логичная гипотеза о том, что развитый мозг нужен человеку, чтобы конкурировать с другими людями, например, обманывая и пренебрегая нормами, когда это дает выгоду. И, наоборот, для того чтобы понимать, когда другие Homo sapiens обманывают тебя.
И самообман - это не защитная реакция, как считалось ранее по Фрейду, а скорее полезная тактика, позволяющая эффективнее обманывать других. Этим занимаются и государства, и крупные корпорации. И легче всего понять этот тезис именно на примере политиков.
Не в первый раз читаю и о конфабуляции: есть огромное количество экспериментов, показывающих, как мозг выдумывает ложные рациональные объяснения своему поведению.
Это что-то вроде нашего внутреннего Пресс-Секретаря, который использует стратегическое невежество, как преимущество.
Независимо от политики президента, пресс-секретарь похвалит или защитит её. Для любого решения правильный пиарщик найдет доводы и оправдания.
Точно так же работает наш мозг, Пресс-Секретарь аккуратно ходит на цыпочках вокруг слона в голове, не признавая личную выгоду в мотивации.
Авторы рассматривают скрытые мотивы в разных областях:
✔️язык тела и невербальное общение
✔️смех как сигнал безопасности (я пошутил, ты что, шуток не понимаешь?)
✔️полезная деятельность и благотворительность, которая заметна публично
✔️политическая и религиозная лояльность
✔️эффект третьего лица в рекламе (важно не то, что реклама действует на вас лично, а то, что ее видели другие)
В целом, если сама тема очень интересна, то повествание в книге затянутое и местами скучное. Не совсем "популярная литература" получилась, не могу рекомендовать. Хорошо, что смогла дочитать :)
❓Часто забрасываете книги? Одобряете работу пиарщиков и пресс-служб, или бывает, что коробит?