В среде как профессиональных музыкантов, так и в среде любителей нередко можно услышать рассуждения о необходимости абсолютного слуха. Однако очень мало говорят о другом не менее важном навыке музыканта — чувстве ритма. Я считаю, что развитие чувства ритма должно стоять в первой тройке самых развиваемых навыков любого музыканта.
Роль ритма в современной музыке очень сложно преувеличить. Если раньше музыка больше опиралась на интонацию и допускала очень сильные отклонения о ритма, то большинство современных направлений не терпят такого вольного обращения, как, например, еще 50 лет назад. Однако с другой стороны повальное стремление бездумно играть все идеально ритмично приводит в полному выхолащиванию музыки. И здесь, как обычно, нужно искать золотую середину.
Что я подразумеваю под чувством ритма?
Во-первых — это способность воспроизводить метрически точно записанный на ноты или прослушанный ритм.
Во-вторых — это чувство темпа, которое дает возможность играть музыку с использованием таких приемов, как accelerando и ritenuto — без проблем возвращаясь к начальному темпу.
Третье и, самое главное, — это умение оперировать «ритмическими стилями». То есть уметь в каждом конкретном стиле правильно интерпретировать ритмическую сетку.
Конечно, здесь можно выделить еще много разных навыков, но обозначенные, как мне кажется, являются наиболее значимыми.
Итак, чувство ритма — важнейший навык, который необходимо развивать любому музыканту.
Но какую ситуацию мы видим в действительности? Кто-то кроме барабанщиков говорит о чувстве ритма? Все что можно услышать по этому поводу — занимайтесь с метрономом. И пара-тройка советов (это в лучшем случае) о том, как же с ним нужно заниматься. Большинство же думает, что достаточно включить метроном и просто в него попадать и чувство ритма будет развиваться само по себе.
Конечно же, это не так и как следствие мы имеем дело с огромным количеством музыкантов, которые пытаются играть музыку в стилях джаз, рок, металл, фанк — но итог получается в лучшем случае русский рок:)
В чем проблема? Одну из причин я вижу в отсутствии внятной системы обучения ритму. В музыкальной школе не преподают такой предмет как чувство ритма или ритмы и их правильная интерпретация в разном стиле. Но ведь каждому понятно, что размер 4/4 в джазе и размер 4/4 в роке — это разные ритмические сетки, которые только для удобства обозначены с помощью всем привычных цифр. (Здесь можно сказать, что и внутри академических направлений существуют такие расхождения, но они, как правило, не так ярко выражены).
Итак, для начала нужно принят факт необходимости развития чувства ритма, независимо от того в каком стиле Вы играете.
Затем проанализировать следующий важный момент.
Если сравнивать чувство ритма с музыкальным слухом, то самое главное отличие, которое можно обнаружить между ними — отсутствие внешней системы отсчета для чувства ритма. При звучании ноты мы всегда можем обратиться к физике колебаний и т.д. Для любого человека одна и та же нота звучит всегда одинаково.
Ритм — относительная категория. Как известно любому музыканту — длительности это знаки, обозначающие всего лишь соотношение одной длительности, относительно другой. Таким образом, становится понятна причина проблем, возникающих при развитии чувства ритма. Для каждого музыканта ритм — уникальная система координат, которую он выстраивает вокруг им созданных ориентиров.
Метроном — всего лишь возможность внести третью систему координат между двумя играющими музыкантами.
Если взять рок-группу — то при восприятии ее на слух мы имеем дело как минимум с 4 точками отсчета. Барабанщик, который опираясь на метроном, создает более менее выверенный математичный ритм, басист имеющий в качестве опоры барабаны, которые он использует как отправную точку для запуска своей системы ритмических координат и гитарист, который опирается на предыдущие две + его субъективная третья. Так возникает парадокс, который можно наблюдать, если сравнить транскрипции одной песни, записанные разными людьми. Запись может отличаться не только разными длительностями, но даже разным положением сильной и слабой долей (я с таким сталкивался не раз). При том если спросить у гитариста он скажет одно, а барабанщик другое.
Для развития любого музыкального навыка нам обязательно необходимы инструменты, с помощью которых мы будем развивать этот навык. Это могут быть как материальные (такие как метроном), так и нематериальные (специальные приемы).Затем в рамках каждого инструмента мы создаем упражнения с помощью которых развиваем необходимый навык (в нашем случае чувство ритма).
Итак, во второй части статьи я назову инструменты для развития чувства ритма и расскажу об упражнениях, которые помогут Вам в развитии этого нужного навыка.
Оригинал статьи на нашем сайте https://study-music.ru/razvitie-chuvstva-ritma/