Вот и закончился Великий пост. Идёт страстная седмица. Приближается Праздник Пасхи. Конечно, приходят мысли о том, каким для меня был этот пост. Вот уже двадцать с лишним лет я всегда волнуюсь перед началом поста, и сама себя разочаровываю в конце. Всегда мне кажется, что не так я соблюдаю пост как нужно. Когда - то, много лет назад, мне тяжело было обходиться без мяса, и у меня получалось его не есть до середины поста. Со временем эта проблема решилась. Пришло понимание, что неядение скоромных продуктов не является целью поста. Прочла у священника Александра Ельчанинова, что само по себе лишение себя тех или иных продуктов есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемнённых телесностью и этим облегчить своё приближение к Богу. Отец Александр даже привёл пример: «Корнилий - сотник постился до 9 часа, и тогда явился ему Ангел. То же и Пётр (Деяния гл.10). Связь между постом и мистическими способностями». Я всегда с определенным восторгом смотрю на людей, которые радуются наступлению поста, вдохновляются этим очень непростым периодом.
Сама же всегда напрягаюсь и меня одолевают сомнения: «Смогу ли?». А планы почти одни и те же каждый год: преодолеть какие - то, пусть даже мелкие пристрастия в своей жизни, оторваться от мирских интересов (это могут быть и вполне достойные - художественная литература, фильмы, искусство, даже новая профессиональная информация), которые не дают мне достигнуть обновления сердца, держат меня в плену. При этом я понимаю, что пост - это ещё и упражнение воли, самоограничение, отказ, жертва. А вот на деле получается, что исполнила совсем мало или ничего. Хорошо хоть со временем научилась радоваться и тому немногому, что можно назвать малыми достижениями. Это так помогает преодолеть дух уныния, который часто посещает меня во время поста. Этим постом во мне отозвалось чтение книги священника Александра Ельчанинова «Записи». Ну прямо ответ на мой вопрос: «Почему мне трудно соблюдать пост?». Мне показалась простой и понятной мысль:
«Работа, правильно религиозно поставленная, не может привести к переутомлению, неврастении или сердечной болезни. Если это есть, то это знак, что человек работает «во имя своё» - надеясь на свои силы, свой шарм, красноречие, доброту, но не благодать Божию».
Но это ещё не все. Интересны вот такие размышления: «Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа. Э.Карузо пел без утомления; А.С. Пушкин не мог сказать, что писание стихов утомительно; соловей поёт всю ночь, но к утру его голос не слабеет. Если мы устаём от нашего дела, от общения с людьми, от разговора, от молитвы - это только потому, что душа наша «неправильно поставлена». Бывают голоса, «поставленные» от природы, другим приходится добиваться того же продолжительными трудами, искусственными упражнениями. Так и с душой». Признаться, такого подхода я не ожидала. Стала думать о том, как же исправить ситуацию. Понравилась ещё вот такая мысль у отца Александра: «Наша слабая власть над нашими чувствами, слабый контроль над содержанием нашего знания - от отсутствия религиозной культуры».
Спасибо моей бабушке, что она заложила в моей душе веру в Господа, но погружаться в религиозную культуру надо самой. Но и тут препятствия есть. В самом начале моего воцерковления мне казалось правильным исповедать все грехи, ну а после исповеди, думалось, что Господь уберёт их из моей жизни. Каково же было мое удивление, когда священник стал настаивать на внутренней работе не только с греховными действиями (например: проявление гнева в семье), но и менять свои помыслы. Тут вопрос появился: «А как узнать, в нужном ли направлении я мыслю?». Получила ответ: «Есть заповеди, с ними и сверяй». Нашёлся вот такой изъян в моей душе (не единственный). Не умею любить своих врагов. Видимо, это себе прощала. Считала, что для меня это невыполнимая задача. В душе даже поднимался ропот: «Ну не все же заповеди можно выполнить!».
Читаю у отца Александра: «Заповедь евангельская не может быть неисполнимой, иначе Евангелие оказалось бы собранием прекрасных слов, не применимых в жизни». Так получается, что эта статья состоит из цитат отца Александра. Но это те мысли батюшки, которые послужили мне ответом на поставленный вопрос о трудностях переживания поста.
Отец Александр жил на рубеже двадцатого столетия и в начале, умер в 1934 году. И тогда уже он писал: «Вся современность говорит: «Греши» - и те, кто хотят жить и живут по Святому Закону, всегда боримы и не должны ожидать легкой жизни». Поэтому и встречаются верующие люди, но с «неправильно поставленной» душой. Хочется облегчения своего жизненного креста, кажется, что так украшают жизнь приятные впечатления. Но и тут можем читать: «Всякое удовольствие, наслаждение принижает, духовно расслабляет, обезоруживает душу». Вот и появляется досада на невзгоды, невезение, недостаточную счастливость, болезни свои и близких нам людей. Опять обращаемся к отцу Александру: «Наши трудности и горести, если мы их несём добровольно (соглашаемся на них) питают и укрепляют душу, они непосредственно превращаются в богатства духовные...», священник цитирует слова апостола Павла: «...кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном переизбытке вечную славу (2 Кор.4, 17)» - далее продолжает: «...это благодатный ветер, надувающий паруса нашего духа». В этот пост имеется у меня и маленькое открытие. Я всегда считала, что очень важно не забывать о своей греховности каждую минуту и каждый час. Вроде все правильно. И что же! Слова отца Александра заставили по-другому посмотреть на ситуацию: «Чувство своей необычайной греховности часто бывает, особенно в юности, видоизменением той же страсти гордости. Я необычен во всем, даже мои грехи сильнее и ярче, чем у других». Неожиданно. И все же, несмотря на открытие «неправильной постановки» своей души очень хочется надеяться на преодоление. Конечно, с Божией Помощью. Ведь известно, что Господь и намерения наши ценит.
Закончить хочу опять же словами священника Александра Ельчанинова: «Вся наша жизнь здесь построена по схеме пасхальных песнопений: «с одной стороны - Воскресение, жизнь, радость. «Аще и во гроб снизошёл еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу...»». Задача нашей жизни - чтобы в ней элементы рая и Воскресения торжествовали над силами ада и смерти».