Меня всегда интересовал вопрос – как из безызвестности возникает великий или очень известный человек, и как его судьба и успех влияют на дальнейшую жизнь его семьи и будущих потомков. Но чтобы понять характер героя, надо узнать какие у него корни, откуда он возрос.
Самая известная семья из тех, что долгие годы не утрачивает своего значения и, не побоюсь этого слова, своей пассионарности, это семья братьев Михалковых.
Посмотрев тот лубок со скошенными газонами и фанерными печами в избах, который недавно представили в виде «сибирской деревни» создатели фильма «Угрюм-река», я вспомнила фильм Андрона Кончаловского «Сибириада». Этот фильм я смотрела еще в юности (в 1978 г.) и ходила под впечатлением несколько дней.
Меня поразило, насколько красочно и со знанием малейших бытовых деталей режиссер показал жизнь сибирской глухой деревни. А до этого снял фильм тоже на деревенскую тематику « История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Тогда мне и в голову не приходило засесть в библиотеку, чтобы понять как, казалось бы, такой городской денди и баловень судьбы, как Андрон Кончаловский, смог так погрузиться в эту деревенскую атмосферу.
Но сейчас у нас есть ОН – великий интернет, в котором есть все.
И вот недавно натолкнулась на книгу «Дар бесценный» (опубликованную впервые еще в далеком 1969 г.) Натальи Кончаловской о своем деде, великом русском живописце Василии Сурикове, и многое прояснилось. А также книга заставила задуматься, в чем истоки того или иного успеха.
Наталья Кончаловская в этой книге подробно описывает быт сибирской деревни и историю становления сибирских городов из сторожевых крепостей-острогов. А также с большой любовью она описывает жизнь своих предков. Отсюда можно заключить, что и своим сыновьям она много рассказывала о своей родословной и старинном укладе быта сибирской деревни.
Оказывается, казачий род Суриковых испокон веков нес караульную службу при крепостях-острогах, которые строились на сибирских реках, для укрытия жителей при набегах инородцев. А мать В. Сурикова была неграмотной казачкой из сибирского села Торгошино. Правда, когда родился Василий Суриков, времена сторожевой казачьей службы уже канули в прошлое, и его отец служил регистратором в суде г. Красноярска, но его мать Прасковья Федоровна так и осталась до конца жизни неграмотной.
Так откуда же взялся и развился художественный талант у потомка выходцев из сторожевой казачьей службы, выросшего в небогатой семье и в 11 лет ставшим сиротой? Вся семья после преждевременной смерти отца Василия Сурикова от болезни, мать и трое детей, жила на небольшую пенсию и дохода от сдачи верхнего этажа своего деревянного рубленого дома в наем. И его матери со старшей дочерью приходилось брать заказы на вышивку и плетение кружев. Т.е. в семье работать руками умели. И если в таких делах уместно привлечь логику, то можно подумать, что смелость и мужество для достижения цели Сурикову передалось по отцовской линии, а упорство и терпение – по материнской.
С одной стороны в доме этого старинного казачьего рода хранились как реликвии старинная народная одежда и красивая казачья амуниция. А еще там было множество старых книг, оставшихся от дядьев Василия Сурикова. Значит, в семье была своя богатая культурная атмосфера.
А с другой стороны Василию Сурикову повезло встретить в Красноярской школе, куда его отдали в 8 лет, учителя рисования Николая Васильевича Гребнева, который учил детей видеть и любить красоту.
Когда Василию исполнилось 13 лет, он окончил школу и перешел учиться в приходское училище. Перед окончанием школы его учитель уговорил Василия написать акварелью картину с цветами и отнес эту картину в дар заместителю губернатора, т.е. старался, как мог, для продвижения молодого дарования.
Еще не окончив училище, Василий для заработка устроился писцом в губернский совет, но продолжал рисовать, и однажды его рисунки попали к губернатору. И вот этот губернатор не погнушался, не отложил в долгий ящик рисунки, а отправил их в Петербург в Академию художеств. А потом и нашел мецената - богатого купца- золотопромышленника, оплатившего учебу Сурикова и еще одного одаренного мальчика в Петербурге.
И как тут рассудить, что важнее в судьбе человека – его стремление и труд или все-таки удача и чужая бескорыстная помощь? И появился бы в нашей российской истории великий Суриков и дальнейшая династия Михалковых, если бы на пути талантливого мальчика не встретился человек, обладающий возможностями помочь?
А еще меня удивило, что в своей книге Наталья Кончаловская приводит выдержки из писем своего деда. Видимо, семья из поколения в поколение смогла все свое интеллектуальное наследие сохранить. И благодаря уму, трудолюбию и любви к своим предкам Натальи Кончаловской удалось передать это наследие своим детям.
P.S. Канал нуждается в подписчиках, лайках и разнообразных комментариях. Буду благодарна за каждый отклик. Всем привет!