Найти в Дзене
Первые впечатления

«У моего отца были напряженные отношения с Фредди Меркьюри»

Заявил на встрече с поклонниками известный кинорежиссер Данкан Зоуи Хейвуд Джонс, сын легендарного певца Дэвида Боуи. Он также добавил: «В начале 80-х, когда отец находился в Швейцарии, они записали песню "Under Pressure". Была еще одна или две песни, которые он тогда записал с Queen, однако результат отцу не понравился, поэтому он не разрешил выпускать их со своим участием. Не знаю, почему так произошло, возможно, всему виной его непростые отношения с Меркьюри. Эти двое были очень сильными личностями, невероятно талантливыми людьми, у которых были совершенно разные взгляды на мир и на музыку. Думаю, они бы не смогли долго работать друг с другом».

Данкан Джонс является создателем таких знаменитых лент, как "Луна 2112", "Варкрафт" и "Исходный код"
Данкан Джонс является создателем таких знаменитых лент, как "Луна 2112", "Варкрафт" и "Исходный код"

По словам Джонса, все началось, когда Роджер Тейлор, друживший с Боуи, предложил ему записать что-нибудь с Queen, однако «отец не чувствовал по этому поводу особого энтузиазма». «Дэвид привык работать один, полностью управлять процессом записи. В случае с Queen он был вынужден подстраиваться под мнение сразу нескольких людей, особенно такой сложной фигуры, как Фредди Меркьюри», - прокомментировали свою статью журналисты испанской газеты ABC.

Подобное заявление вызвало возмущение поклонников, которые с недоверием отнеслись к рассказу Данкана Джонса. И на это имелись серьезные основания. В 1981 году, когда Queen встретились в Mountain Studios с Дэвидом Боуи, его сыну было всего десять лет, поэтому он вряд ли мог хорошо запомнить короткую встречу отца с музыкантами группы. Он и сам не раз признавался, что в детстве мало интересовался музыкой, поэтому не поддался на уговоры отца научиться играть на рояле или фортепиано. В интервью американскому блогеру Марку Мэрону Джонс рассказал, что вместо прослушивания песен своего покойного отца предпочитает смотреть телевизионные новости. Он заявил, что слушать музыку для него все равно что «наблюдать, как твой отец делает бухгалтерский учет».

Данкан Джонс с Дэвидом Боуи
Данкан Джонс с Дэвидом Боуи

В этой связи определенную ясность могут внести воспоминания самих участников Queen. Брайан Мэй так рассказывал об этом: «Песня родилась случайно, во многом благодаря Дэвиду. Когда мы перешли к записи, он предложил пойти в вокальную кабинку и спеть все, что придет в голову. Некоторые из этих попыток вошли в окончательную версию сингла».

«Первоначально песня называлась "People On Streets", - уточняет Роджер Тейлор. - В какой-то момент Дэвид предложил сменить название на "Under Pressure". Мне кажется, это более удачное название. Помню, как они с Фредди репетировали вокальную часть, которая полностью состояла из импровизаций. Они разошлись по отдельным кабинкам, чтобы не слышать, как поет другой. Можно сказать, что тогда они двигались вслепую, поэтому потом всем нам пришлось разгадывать настоящую головоломку».

«Песня была написана с нуля в ту ночь, когда я посетил их студию, - позже вспоминал Дэвид Боуи. – Думаю, рифф уже был написал Фредди и остальными, поэтому мы просто сообща собрали отдельные кусочки мелодии, чтобы сделать из них единое музыкальное произведение. Затем мы с Фредди добавили несколько своих строчек в композицию. Поэтому, когда вы слышите Фредди, то он поет то, что написал он, а если вы слышите меня – это написал я. Затем мы поработали над словами. Я до сих пор не могу поверить, что все было записано за одну ночь. Для такой довольно сложной песни это больше похоже на подвиг».

Фредди Меркьюри встретился с Дэвидом Боуи за кулисами концерта "Live Aid" (13 июля 1985 года)
Фредди Меркьюри встретился с Дэвидом Боуи за кулисами концерта "Live Aid" (13 июля 1985 года)

Знаменитый биограф Боуи Дэвид Бакли в своей книге «Strange Fascination. David Bowie: The Definitive Story» указывает на ровные профессиональные отношения двух музыкантов. По его мнению, британский певец «прекрасно чувствовал себя во время записи с Queen, хотя и не был до конца уверен, что из этого выйдет. «Все это время они с Меркьюри импровизировали, словно состязаясь, кто из них более удачно подберет стихи к известному риффу песни. Фредди нередко использовал игру слов, довольно странные комбинации фраз, которые Дэвид дополнил своими строчками. Благодаря такому необычному джему появилась песня "Under Pressure", которая позволила им стать лидерами в мировых чартах».

По словам Роджера Тейлора, тогда были записаны и другие песни с Дэвидом Боуи, в том числе каверы на хиты группы Cream. «Я помню, что мы пели такие вещи, как "N.S.U" и "I Feel Free" – все смеха ради, еще до того, как начали работать над "Under Pressure"».

Дэвид на концерте памяти Фредди Меркьюри (стадион "Уэмбли", 20 апреля 1992 года)
Дэвид на концерте памяти Фредди Меркьюри (стадион "Уэмбли", 20 апреля 1992 года)

Однако, видимо, слова Данкана Джонса не были лишены некоторых оснований. В 2017 году в интервью журналу «Mojo» Брайан Мэй рассказывал: «Фредди и Дэвид спорили, не сомневаясь. Но это так часто происходит в студии, поэтому мне даже кажется, что это определенным образом помогает записи. Однако я запомнил только хорошее. Далеко не все, что мы сделали во время той сессии, было опубликовано. Роджер продолжал поддерживать связь с Дэвидом, и мы неоднократно встречались с ним в Монтре, обычно в доме Клода Нобса (создателя джазового фестиваля. – Прим. пер.) или в поместье Чарли Чаплина, недалеко от Веве. Помню, как мы встретились с ним на репетиции концерта памяти Фредди. Это был несколько сюрреалистичный момент: тогда в приемной, ожидая своей очереди, сидели Роджер Долтри, Роберт Плант, Джордж Майкл и Дэвид Боуи.

На концерте Дэвид поразил всех нас, когда, упав на колени, начал молиться. Если вы посмотрите на наши лица в этот момент, сможете убедиться, что мы явно не были готовы к такому развитию событий. Дуэт Дэвида с Энни Леннокс стал по-настоящему легендарен. Дэвид был по-хорошему непредсказуемым и бесстрашным, хамелеоном рок-музыки. Я горжусь, что работал с ним».