из гомилии "слово о Пасхе" Святителя Мелитона Сардийского
В Египте Бог повелел народу через Моисея, чтобы они закололи агнца и спешно съели его, помазав агнчей кровью косяки и двери своих домов. Ночью по Божьему повелению пришел ангел, чтобы поразить всех, кто не был отмечен кровью овцы. Весь Израиль будучи посвященным в это таинство не был поражен губителем, а весь Египет не запечатленный кровью агнца и не причастный Пасхе претерпел казнь. Стеной для смерти стала кровь овцы.
Агнец, который был заклан в Египте есть образ истины. Этот же агнец приносился в жертву и в последующие годы, в память об исходе Израильского народа из Египта, по заповеданному Богом через Моисея в Законе о праздновании Пасхи. Тот народ был образом народа Божьего, а Закон, данный Израилю был притчей, изъяснение которой есть Евангелие, которое, в свою очередь, является одновременно и исполнением Закона. Ведь не плотским детям Авраама было обещано, что Бог введет их в землю обетованную и не тот Иудей, кто таков по наружности, но тот, кто внутренне таков, говорит Апостол, и не то обрезание спасает сегодня, которое наружно, на плоти, но то, которое в сердце, по духу, а не по букве (Рим. 2,28-29)
Когда жарят ягненка, то его располагают на подобие фигуры креста: один вертел проходит чрез него прямо от нижних оконечностей к голове, а другой, поперек плечных лопаток, на которых держатся передние ноги ягненка. говорит в диалоге с Трифоном иудеем Иустин Мученик. Там, в Законе был явлен лишь образ, а здесь явилась сама истина; и хотя Христос как овца был веден на заклание, Он не был овцой и не был агнцем; потому что вместо агнца явился Бог и вместо овцы человек. Христос вместил в Себе все, ибо как Сын Божий Он предвечно рожден, как Сын Человеческий Он был умерщвлен, воскрес же из мертвых Христос как Бог, Который по природе есть Бог и Человек. Он есть все: Закон как судящий, Слово как учащий, Благодать как спасающий, Отец как рождающий, Сын как рождающийся, человек как погребаемый, Бог как воскресающий.
Кого испугался в Египте ангел, посланный погубить всех не отмеченных агнчей кровью? Неужели крови обычной овцы? Конечно, он испугался увидев в образе овцы таинство умерщвления Единородного Сына Божьего, он узрел в крови овцы Кровь Христову, поэтому не поразил он Израиля.
Что же такое Пасха?
Еврейская пасха «Песах» произошло от "Пасах" что означает "прошел мимо" или "миновал" это праздник памяти о избавлении Израиля от Египетского рабства. У христиан Пасха имеет несколько иное значение, прежде всего, это Воскресение Христово, так же по слову святителя Мелитона Сардийского Пасха от случившегося pathen (претерпевать) произошло pashen (страдать).
Бог сотворил первого человека Адама поместив его в раю, который из за своего непослушания умер, и смерть через него вошла во всех людей. Таким образом, первый человек оставил в наследство своим детям не жизни и нетление, не честь, свободу и царство, которые имел он от начала, но наказание за совершенный им грех, которым явилась смерть, бесчестие, рабство и терания. Ужасная гибель постигла весь человеческий род на земле. Люди были похищены грехом, они усовершенствовавшись во всяком зле, утопали в убийствах, блуде, сребролюбии и распутстве. Всякая плоть подпадала под грех и всякое тело предавалось смерти, всякая душа выселялась из своего телесного дома попадая в ад и образ Божий в человеке лежал заброшенным и презренным. Именно для этого понадобилось чтобы Господь облекся в человеческую плоть, и чтобы таинство Пасхи совершилось в Его Теле.
Рабский труд в Египте есть образ греховного рабства, которому был предан весь человеческий род. Господь кровью Своей, как кровью овцы искупил нас от служения миру как от земли Египетской, Он избавил нас от рабства дьявола как от руки фараона, запечатлев наши души Своим Духом и члены тела своей кровью. Смерть Египтян есть образно смерть человеческой плоти, рожденной первым своим рождением от плотских родителей. Она как секира у корней деревьев, лежит у жизненного корня в человеке от самого его рождения. Закланный агнец, которого поспешно съели и кровь, есть образ Христа распятого, Плоти и Крови Его, которые Он заповедовал пить и есть чтобы иметь в себе жизнь (Ин. 6,53)
Господь предвозвестил Свои страдания в праведниках еще задолго до этого, чтобы увиденное сегодня таинство Пасхи заслуживало доверия как уже прежде совершившееся в образах, в Авеле убиваемом, в Исааке связываемом, в Иосифе продаваемом, в Моисее отвергаемом, в Давиде гонимом, в пророках страдающих.
Еще за полторы тысячи лет до рождения Иисуса Христа Моисей написал в Законе: "и будет живот твой висящь пред очима твоима, и убоишися во дни и в нощи, и не будеши веры яти житию твоему" (Втор. 28, 66) На современном русском языке это звучит так: "И увидите Жизнь вашу, висящую пред очами вашими день и ночь, и не уверуете в Жизнь вашу». Давид за тысячу лет до Христа говорит, что восстанут цари земные и начальники соберутся все вместе на Господа и на Христа Его. (Пс. 2,2) Пророк Иеремия за шестьсот лет до рождения Христова говорит, что как агнец незлобивый веден Он будет на заклание. Вложим [скажут они] древо в пищу Ему, и истребим Его от земли живущих, чтобы имя Его навсегда забылось (Иер. 11,19) Исаия пророк за семьсот лет до рождения Иисуса говорит, что истязуем Он был, страдал добровольно, не открывая уст Своих (Ис. 53,7-8)
Таким образом, именно Христос есть Пасха спасения нашего, а все образы, предшествующие Ему, на данный момент, совершенно обесценились. Тогда жертва, в виде заклания овцы была необходима, сегодня же она потеряла всякий смысл, потому что на место ее пришла жертва Христова, которую Он однажды принес за грехи наши, и сделал навсегда совершенными освящаемых.
Убийство Бога
Христос был убит посреди Иерусалима, за то, что больных исцелял и мертвых воскрешал, за это Он и пострадал. Ведь так написано в Законе и пророках: Воздали Мне злом за добро и бездетностью душе Моей. (Пс. 34.12) и еще: " свяжем праведнаго, ибо непотребен Он нам". (Ис. 3,10-11) Зачем же Израиль сделал такое зло, обесчестив почтившего его, отрекшись от призвавшего его и убив оживотворившего его? Потому что Христу следовало пострадать, ведь так написано, отвечали они. Действительно, ему нужно было пострадать, иначе как же сбылись бы Писания, что так должно быть. Но не от руки Израиля Ему быть обесчещенным, осужденным и повешенным. Если и суждено Сыну Божьему было пострадать, и такова воля Отца Его, то пусть пострадал бы Он от других народов необрезанных, которые никогда не знали и не искали Его, а не от своих, к которым Он пришел.
Но вместо этого, Израиль с вечера, для убийства своего Господа, приготовил лжесвидетелей и острые гвозди, цепи и веревки, уксус и желчь, словно разбойнику и душегубу. Не устыдили и не остановили Израиля тогда ни множество исцеленных и недужных, ни воскреснувшие мертвые; напротив, он принес своему Господу раны для тела Его и колючие тернии для головы Его, связав Его добрые руки, которые из земли сотворили Израиля, и напоил Его добрые уста желчью, которые наполнили Израиля жизнью. Он убил своего Господа в великий праздник. Израиль веселился, а Он страдал, Израиль пил вино и ел хлеб, а Господь уксус и желчь, Израиль повелевал, а Он был пригвождаем, Израиль танцевал, а Он был погребаем, Израиль лежал в мягкой постели, а Он во гробе. Может ли после этого Израиль именоваться Израилем - видящим Бога? Ведь он видя не увидел Бога и не уразумел Господа своего, что Он есть Сын Божий предвечно рожденный, сотворивший все. Из всех народов Он избрал Израиля и вел его от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Исаака и Иакова..., а в последние времена и Сам пришел к ним, облекшись в плоть. Это Он увел Израиля в Египет, и питал, чтобы сохранить его; Он был Тем, Кто шел впереди в столпе огненном, покрыв народ Свой в облаке, Он разделил Черное море, проведя Израиля по дну его и рассеял врага. Он напоил Израиля из скалы, накормил манной с неба, дал Закон в Хориве и землю в наследие. Он Сам пришел к Израилю, исцеляя страждущих и воскресая мертвых.
Израиль же за все это отплатил своему Господу унижением и смертью. Поэтому горек Израилю праздник опресноков, как и написано в Законе его: "пусть съедят мясо его в сию самую ночь... с горькими травами пусть съедят его" (Исх. 12,8)
что это за новая тайна?
Судья осуждается и молчит, Невидимый видим на Кресте и не стыдится, Необъятный объят и не ропщет, Бесстрастный страдает и не ищет отмщения, Бессмертный умирает и остается безмолвным. Царь небесный погребается и все переносит.
Тогда онемели небеса и серофимы закрывая лицо громогласно взывали, задвигались горы и бездны стряслись, солнце омрачилось и темнота окутала землю. Когда Господь на кресте закрыл глаза, свет засиял в аду, ибо сошел Господь и Душой овладел всем адом, Телом же овладел всей землей.
И родился Господь человеком и был судим, чтобы помиловать всех людей; связан был, чтобы развязать наш грех; перенес бичевание, чтобы простить; умер на кресте, чтобы оживить нас крестом; погребен был, чтобы воскресить нас.
Зачем Бог сошел с неба на землю, не ради ли людей? Всей земле явлен был Его благой образ, если бы Он повелел, то и без этого все тела мертвых восстали бы. Он же пришел на землю и снискал погибших, которые есть все Его творение.
Один был судим и многие были спасены, один был погребен и многие воскресли, Господь умер за всех и воскрес со всеми, и облекся в плоть, вознесся в горния на небо и принес в дар Отцу не золото, не серебро, не драгоценные жемчужины, но человека, созданного Им по образу Своему и подобию.
Он Посредник между Богом и человеком, Воскреситель мертвых, и Спаситель погибших, Утешитель скорбящих. Все это Он сделал ради людей, чтобы показать пример послушания, ведь люди непослушны закону, и иногда не верят живому кресту и Слову, распятому на нем. Они иногда насмехаются что Он умирает как злодей и погребается как умерший, скорбят о Нем, как об умершем, но Он воскрес из мертвых, потому что Он Бог, презренный на земле и прославленный на небесах, пренебрегаемый людьми и возвеличенный Отцом, этот Человек, который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог, и Человек на земле и Бог на небесах, и над всеми творениями Он Бог.
Он истинный Христос, и слава Ему во веки веков!