Прогресс упрямо идёт вперёд, делая автомобили умнее. В техническом плане их устройство сложное. Они оборудованы большим количеством разнообразных датчиков, которые измеряют все параметры работы двигателя. ЭБУ обрабатывает полученную информацию по сложным алгоритмам и выбирает лучший режим работы, посылая электроимпульс на исполнительный узел.
Что такое лямбда зонд
Он является одним из датчиков системы питания инжекторных машин, отслеживающий выдох двигателя. Лямбда зонд измеряет не % СО2, а сколько кислорода находится в отработанных газах.
Предназначение
Устанавливается датчик в выпускном коллекторе, куда из двигателя поступают выхлопные газы под большим давлением и с высокой температурой. Лямбда зонд корректно функционирует даже при нагреве в 4000С. При помощи специального циркониевого электролита он определяет какое количество кислорода находится в отработанных газах и посылает считанную информацию на ЭБУ. После получения и обработки данных блок управления выбирает нужный режим работы подачи воздушно-кислородной смеси в двигатель и даёт соответствующую команду топливной системе.
Обычно датчик устанавливают перед катализатором, но некоторые модели автомобилей имеют ещё и второй для более точного контроля параметров сгорания топлива. Другой лямбда зонд устанавливают сразу за катализатором в выпускном коллекторе.
Датчик очень прихотливый и высокочувствительный. Реагируя на некачественное топливо, он подаёт сигнал на панели приборов в виде загоревшегося жёлтого знака, так называемого – чека.
Эффективный режим силовой установки – это когда в цилиндре сгорает 1 часть топлива и 14,6-14,7 части воздуха. Если система работает гармонично, то в выхлопных газах остаточный кислород должен быть на минимальном уровне.
Принцип работы
Для тех, кто плохо разбирается в химии, датчик является довольно сложным устройством. Принцип его работы заключается в следующем:
- датчик состоит из двух электродов. Внутренний изготовлен из сплава циркония, и на него воздействуют отработанные газы. Внешний чувствительный к кислороду, находится в контакте с атмосферным воздухом и имеет платиновое напыление;
- во время нагревания внутреннего электрода при образовании разных потенциалов начинает появляться невысокое электрическое напряжение. Образовавшаяся разница потенциалов определяет уровень кислорода в отработанных газах.
Если в выгоревшей смеси коэффициент воздуха меньше 1, то это означает, что из-за избытка топлива кислород до конца не выгорает. А если больше, значит в смеси недостаточно бензина при большом количестве кислорода.
На что влияет
Поломка лямбда зонда, сбой в его показаниях или сброшенный умельцами чек оставляет транспортное средство на ходу. Но в ближайшее время в работе двигателя могут появляться сбои, падает мощность, возникает перерасход топлива, а катализатор быстро выходит из строя. Причин для таких неисправностей может быть много, но в любом случае нужно провести диагностику работ всех систем автомобиля. Если определится, что виновником является лямбда зонд, то его следует заменить.
Важно помнить, что датчики разрабатываются производителями под определённые двигатели. Поэтому похожий, даже если он подходит по резьбе, положительных результатов не даст. Наоборот, ситуация может стать хуже, так как есть большой риск, что бортовая система его не примет и двигатель полностью прекратит работать. Во избежание рисков, следует замену лямбда зонда доверить профессионалам.