Найти тему

Использование дронов в сейсморазведке

Оглавление

Использование дронов в сейсморазведке

Как известно, проведение полевых сейсмических работ связано с использованием колесных и гу́сеничных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и транспортировкой различных видов аппаратуры и оборудования, а также с большим объёмом ручного труда (установка и сбор сейсмоприемников или автономных регистрирующих модулей, укладка кос и прочее).

Поэтому автоматизация и роботизация тех или иных видов полевых сейсмических работ является важной инновацией, позволяющей повысить их эффективность за счет сокращения сроков проведения, снижения стоимости работ, минимизации ущерба для окружающей среды и создания более комфортных условий работы обслуживающего персонала. В первую очередь это актуально при сейсмических работах в сложных природно-климатических условиях - в тундре, тайге, горных районах и др.

Большую роль при проведении полевых сейсмических работ в последние годы начинают играть беспилотные летательные аппараты - дроны, которые во многом заменяют обычно используемые колёсные и гусеничные транспортные средства.

Где-то с 2008 года некоторые сейсмические партии начали использовать вертолеты или небольшие самолеты для сбора данных о состоянии UNITE систем компании Sercel. С лицензией от Sercel на использование ее запатентованных методов, компании  Paragon и Blue-Chip UAS начали работы с использованинм Sensurion Magpie UAS (Unmanned aircraft system - беспилотные авиационные системы) и устройства Sercel UNITE [9].

Устройство Sercel UNITE включает приемопередатчик Wi-Fi с антенной, которая  имеет отличный профиль апертуры для коммуникации с устройством, находящемся сверху. Центральный блок устройства включает в себя функции, которые дают оператору четкий обзор статуса оборудования после получения данных от Sensurion Magpie. Sensurion Magpie представляет собой небольшой UAS с неподвижным крылом, который приводится в движение электродвигателем и оснащен автономной навигационной системой и прямой трансляцией с камеры на наземную станцию.

В конце 2016 года были произведены испытания разработанного в Хью́стонском университете США первого беспилотного летательного аппарата (unmanned aerial vehicle UAV) - дрона, предназначенного для регистрации сейсмических колебаний, который получил название 3DR Solo Quadcopter [7].

К дрону 3DR Solo Quadcopter (Рис.1) прикреплена платформа четырьмя 100 герцовыми геофонами, регистрирующим электронным устройством и аккумулятором. Шипы геофона являются опорой дрона (Рис.2). Дрон представляет собой летающую платформу с двигателем и дистанционным управлением.

Этот квадрокоптер мог летать по заранее запрограммированным или пилотируемым в реальном времени траекториям полета, приземляться (на конечном этапе в свободном падении), записывать сейсмические колебания, и снова взлетать.

Рис 1. 3DR Solo Quadcopter (дрон) с прикрепленной четырехногой платформой для записи сейсмических колебаний.
Рис 1. 3DR Solo Quadcopter (дрон) с прикрепленной четырехногой платформой для записи сейсмических колебаний.

Рис 2. Конструкция платформы с четырьмя 100 Гц геофонами, прикрепленной к 3DR Quadcopter (квадрокоптеру)
Рис 2. Конструкция платформы с четырьмя 100 Гц геофонами, прикрепленной к 3DR Quadcopter (квадрокоптеру)

Результаты, полученные после полетов, посадок и записи при различных условиях контакта геофонов с почвой (при падении дрона на песок, траву и сухую глину), показали, что с помощью дрона можно записывать сейсмические колебания с таким же качеством, как при использовании установленного вручную геофона.

В компании Total был создан проект, получивший название Multiphysics Exploration Technology Integrated System (METIS) [11]. Система METIS нацелена на улучшение качества и скорости сбора сейсмических данных, за счет контроля и обработки поступающей информации в реальном времени, а также сокращения как стоимости работ, так и рисков нанесения вреда окружающей среде.

Для решения задачи установки регистрирующих датчиков, не прибегая к помощи наземного персонала, компания Total объединилась с компанией Wireless Seismic, ведущим инноватором в области создания систем сбора сейсмических данных в реальном времени без использования кабелей. Уникальная технология компании Wireless Seismic позволила Total разработать революционную систему, позволяющую устанавливать устройства с сейсмоприемниками с помощью беспилотных летательных аппаратов - дронов и передавать данные через высокоскоростную радиотелеметрическую систему в реальном времени.

Эти регистрирующие устройства (Downfall Air Receiver Technology -DART), имеют форму дротика (Рис.3) и при сбрасывании могут вонзаться в землю в вертикальном положении. Каждый из прототипов беспроводных датчиков весил менее 700 г и имел длину менее 50 см. Затем их размеры и вес были уменьшены до 25 см в длину и до 300 г соответственно. Их корпус сделан из биоразлагаемой разновидности пластика, чтобы быть безвредным для окружающей среды.

Рис.3. Дротик
Рис.3. Дротик

В настоящее время ведутся работы с существующими технологиями, чтобы гарантировать, что в конечном итоге каждая часть дротика, включая батарею и датчики, будет оставлять незначительный экологический след. С этой целью дополнительными партнерами в проекте являются компания-специалист по батареям SAFT, недавно приобретенная Total, и многопрофильная исследовательская организация VTT Technical Research Centre of Finland, которая в этом проекте специализируется на исследованиях печатной и гибридной электроники и биополимеров.

Дроны (Рис.4) были разработаны компанией ISS Aerospace для одновременного ношения нескольких дротиков.

Рис.4. Дрон с дротиками
Рис.4. Дрон с дротиками

После установки дротиков и регистрации сейсмических колебаний беспроводная система передает данные с датчиков на промежуточные антенны, которые, в свою очередь, передают информацию в базовый центр с помощью радиотелеметрической системы. Таким образом, эта коммуникационная система предоставляет данные в режиме реального времени. Могут быть оперативно получены предварительные сейсмозаписи, позволяющие осуществлять мониторинг качества поступающих данных и вносить изменения в параметры получения данных для обеспечения оптимальных результатов сейсмических работ.

Получение информации и принятие решений в режиме реального времени ускоряет рабочий процесс и позволяет привлекать для выполнения полевых работ меньше людей и поэтому при использовании технологии METIS происходит значительное сокращение стоимости работ. Дальнейшее снижение затрат и экологические преимущества ожидаются за счет использования специально построенных дирижаблей, а также использования биоразлагаемых датчиков, что исключит необходимость посылать бригады для их извлечения.

Total объединилась с авиационными экспертами компании Flying Whales для создания многоцелевого надувного дирижабля (Рис.5). Его использование позволит транспортировать все необходимое сейсмическое оборудование и материалы, необходимые для создания лагерей в районе исследования, а также удалять все не поддающиеся биологическому разложению материалы.

В конце 2017 года компания Total провела пилотные исследования с использованием дронов по технологии METIS в Папуа-Новой Гвинее [5, 10], которая характеризуется одним из самых сложных ландшафтов для проведения сейсморазведки в мире. Было успешно размещено с помощью одного дрона всего за несколько часов около 60 дротиков и удалось получить сейсмические данные высокого качества с этих датчиков, что доказало работоспособность методики.

Во многом аналогичная система, использующая сейсмические узлы (Рис.8), содержащие все элементы и технологии, необходимые для регистрации, оцифровки, фильтрации и хранения сейсмических данных, была опробована в Нидерландах [8].

4 таких узла были вначале установлены ​​на дроне Altura Zenith ATX8 (Рис.6) для тестирования сбрасывающего механизма. Во втором испытании они были установлены на дрон DJI Martrice M600 (Рис.7, 9), который мог развернуть 7 узлов Innoseis Tremornet на расстоянии 1 км менее чем за 10 минут полного цикла (включая взлет, посадку и замену аккумулятора).

Сейсмические узлы навешивались непосредственно на дрон, обычно используемым для фотосъемки. Это означает, что их можно переоборудовать под новые типы дронов, и что дроны в полевых условиях могут также выполнять работы по фотосъемке, такие как разведка маршрутов развертывания и эвакуации, создание цифровых моделей рельефа или беспроводный мониторинг развернутых узлов, в частности, для определения неработающих.

 
Рис.6. Altura Zenith ATX8
Рис.6. Altura Zenith ATX8
Рис.7. DJI Martrice M600
Рис.7. DJI Martrice M600

В качестве узлов использовались узлы Innoseis Tremornet весом 650 г каждый. Узлы были прикреплены к дрону через их соединительный штырь, так что  в принципе любой узел небольшого веса может быть использован без изменений. Для присоединение узла нужно просто вставить его в место крепежа, где он надежно фиксируется. Схема механизма сбрасывания узла показан ниже на рис.8.

Каждый из узлов пронумерован и после нажатия кнопки разблокировки, программное обеспечение осуществляет циклическое прохождение по подсоединениям по порядку до возврата к номеру 1.

Рис.8. Механизм сбрасывания узла. Показаны сейсмические узлы,  прикрепленные к мультикоптеру Altura Zenith ATX8. Каждый узел подвешивается с помощью зажима, который захватывает его за соединительный стержень датчика.
Рис.8. Механизм сбрасывания узла. Показаны сейсмические узлы, прикрепленные к мультикоптеру Altura Zenith ATX8. Каждый узел подвешивается с помощью зажима, который захватывает его за соединительный стержень датчика.

Для безопасности высота дрона контролируется ультразвуковым датчиком, который предотвращает падение с высоты более 2 м. Также есть камера, которая показывает пилоту вид прямо под дроном.

Рис.9. Дрон DJI Martrice M600 A - с полезной нагрузкой из 7 узлов, готовый к взлету, и B - сбрасывание первого из 7 сенсорных узлов
Рис.9. Дрон DJI Martrice M600 A - с полезной нагрузкой из 7 узлов, готовый к взлету, и B - сбрасывание первого из 7 сенсорных узлов

В 2019 г. компании Total и национальная нефтяная компания эмирата Абу-Даби ADNOC (Abu Dhabi National Oil Company)  объявили в ноябре 2019 года о своем сотрудничестве по развертыванию автоматизированной системы сбора сейсмических данных в Абу-Даби. В этом проекте, осуществляемом с помощью системы METIS компании Total, будут использоваться автономные беспилотные летательные аппараты и наземное транспортное средство для развертывания и извлечения сейсмических датчиков без вмешательства человека. Сейсмические работы 3D с высокой плотностью записи будут развернуты по всему эмирату Абу-Даби впервые в этом регионе [4,6,12,13,15,16].

Новаторская автоматизированная технология METIS, способна проводить сейсмические исследования в суровых условиях, в частности, в таких как пустыня, которые являются тяжелыми для людей и оборудования.

Ключевыми задачами являются оптимизация эффективности полевых сейсмических наблюдений и затрат при одновременном снижении нагрузки на персонал и соблюдении требований техники безопасности, что является критической проблемой в условиях экстремальной жары пустыни.

После успешных испытаний METIS, проведенных к концу 2017 года в Папуа-Новой Гвинее, компания ADNOC Onshore планирует использовать этот новый пилотный проект для проверки универсальности и возможности масштабирования системы в пустыне на территории площадью 36 кв. км.

Будут использоваться пять автономных воздушных дронов для сброса датчиков и один дрон наблюдения, предназначенный для обеспечения безопасности эксплуатации. Эта инновационная система, управляемая одним оператором на наземной станции управления (GCS), на основе использования искусственного интеллекта позволит взаимодействовать с дронами, автоматически определяя наилучшие маршруты для максимально эффективного развертывания дротиков и автономной адаптации к изменениям в окружающей среде, будь то в воздухе (например, неожиданное вторжение с воздуха) или на земле (например, присутствие людей или животных), путем обновления траекторий полета и планов сброса дротиков в режиме реального времени. Дроны обмениваются данными друг с другом.

Будет учитываться информацию, предоставляемая в режиме реального времени Command & Control,  для мониторинга персонала и наземного оборудования. Современная система безопасности, разработанная для Metis, работает в тандеме с воздушной системой визуального контроля безопасности, встроенной в дроны. Она также управляет трехмерной системой геозон, которая создает запретную зону вокруг людей, транспортных средств, зданий (базовый лагерь и т. д.) и сооружений (трубопроводы и прочее), запрещая дронам пролетать над ними.

После отработки датчики будут извлечены беспилотным наземными роботизированными транспортными средствами, тогда как обычно они вручную развертываются и восстанавливаются наземными группами. Будет использоваться беспилотный наземный аппарат (UGV), интегрированный в систему управления парком дронов, для автоматического восстановления дротиков и их доставки обратно на базу.

Планируется сбросить последовательно около 4000 дротиков, чтобы плотно покрыть сенсорами 30 квадратных километров территории сбора данных.

Перед началом работ будет создана цифровая модель местности с очень высоким разрешением с помощью LIDAR. Это позволит определить наилучшие позиции для приемников и сейсмических источников с учетом топографии местности, а также определить наилучшие маршруты движения транспортных средств UGV в дюнах и вокруг них.

Когда этот пилотный проект будет завершен, планируется осуществить новый пилотный проект в 2022 году. Для проведения в коммерческих масштабах на площади 100 квадратных километров в предгорьях Папуа-Новой Гвинеи будут использоваться десятки дронов для сброса десятков тысяч дротиков.

Конструкция дрона (Рис.10), разработанная для полевого пилотного проекта METIS 2020, сочетает в себе эффективность и модульность. Наиболее примечательными нововведениями являются карусель (центральная часть устройства) с шестью модулями дротиков и аккумуляторными батареями, которые легко снимаются для быстрой замены.

Рис.10. Дрон
Рис.10. Дрон

Форма дротика (Рис.11) также была адаптирована к карусели дрона, чтобы обеспечить идеальную совместимость с пусковыми установками для надежного взаимодействия с механизмом двойной блокировки дротиков. Благодаря системе связи между дроном и дротиками, качество каждого сбрасывания можно контролировать в режиме реального времени: каждый дротик оснащен акселерометром и наклономером. Показания передаются на дрон, чтобы проверить правильно ли установлен каждый датчик на земле, прежде чем сбросить следующий.

Рис.11. Дротик
Рис.11. Дротик

В проекте 2022 г. планируется использовать биоразлагаемую версию дротиков EcoDART (конструкция и батарея) с печатной электроникой, разработанных специально для труднодоступных мест. Это революционное нововведение, которое сохранит окружающую среду и снизит потребность в отправке сотен сотрудников на места сбора или восстановления дротиков.

В работах будет задействован гибридный дирижабль Manta, разработанный командой проекта METIS. Этот инновационный гибридный дирижабль с полезной нагрузкой в ​​2 тонны менее дорог, чем вертолет, и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду. Он будет нести оборудование, управлять связью, а также собирать несейсмические данные.

Также на повестке дня стоят инновации, касающиеся обработки данных, предусматривающие получение изображений недр уже через несколько часов после съемки!

В начале 2020 года в условиях пустынных песчаных дюн Абу-Даби были осуществлены экспериментальные работы по использованию системы Metis.

В России использование дронов при сейсмических работах находится в начальной стадии [1] и информация на эту тему практически отсутствует.

Известно об испытаниях технологии использование дронов для  автоматизированного дистанционного сбора сейсмических данных, которые были проведены компанией «Газпром нефть» на Западно-Зимнем лицензионном участке в ХМАО весной 2020 года. Дрон на лету в режиме реального времени скачивал данные с автономных регистрирующих модулей. При стандартных работах  для сбора данных используются вездеходы и снегоходы  и требуется существенно больше времени и задействуется больше техники и людей [2].

Казанским федеральным университетом совместно с ООО «ТНГ-Групп» начаты работы по создания системы сбора и обработки информации на основе комплекса беспилотных воздушных судов в сейсморазведочных работах [3]. Эти работы получили господдержку.

Использованные материалы

1. Беспилотники и роботы в наземной сейсморазведке:

https://russiandrone.ru/publications/bespilotniki-i-roboty-v-nazemnoy-seysmorazvedke/

2. Технология, которая удешевляет разведку нефти в разы:

https://zen.yandex.ru/media/sibneft/tehnologiia-kotoraia-udeshevliaet-razvedku-nefti-v-razy-5ffc2192f906b16872559c1f

3. Сейсморазведка воздушными беспилотниками: https://www.youtube.com/watch?v=HQ8amrijudc&feature=emb_logo

4. Abu Dhabi: ADNOC and Total Innovate in the Field of Seismic Acquisition with the Use of Unmanned Drones and Vehicle:

https://www.bloomberg.com/press-releases/2019-11-13/abu-dhabi-adnoc-and-total-innovate-in-the-field-of-seismic-acquisition-with-the-use-of-unmanned-drones-and-vehicle

5. Acquiring High Quality, Low Impact Onshore Seismic:

https://www.geoexpro.com/articles/2018/04/the-future-of-onshore-seismic

6. ADNOC and Total team up on drone-based seismic acquisition pilot program: https://www.worldoil.com/news/2019/11/13/adnoc-and-total-team-up-on-drone-based-seismic-acquisition-pilot-program

7. An unmanned aerial vehicle with vibration sensing ability (seismic drone)

Robert R. Stewart*, Li Chang, Srikanth K.V. Sudarshan, Aaron T. Becker, and Li Huang, University of Houston 2016 г:
https://www.researchgate.net/publication/307879946_An_unmanned_aerial_vehicle_with_vibration_sensing_ability_seismic_drone

8. Drones for Deploying Seismic Nodes: For Those Hard to Reach Places

J.W. Levell* (Shell Global Solutions B.V.), A.F. Clow (Petroleum Development Oman), B. vanDuijn (Support XXL), P. Franken (Skeye), X. Campman (Shell Global Solutions B.V.).

https://www.researchgate.net/publication/324014948_Drones_for_Deploying_Seismic_Nodes_For_Those_Hard_to_Reach_Places

9. Drones support seismic acquisition: https://www.sercel.com/products/Lists/ProductPublication/Drones_support_seismic_acquisition_article_EP_Jun15.pdf

10. Drones Take On Roles In Land Seismic Data Acquisition Operations: https://www.hartenergy.com/exclusives/drones-take-roles-land-seismic-data-acquisition-operations-29491

11. Metis: Imaging Complex Onshore Areas:

https://www.ep.total.com/en/innovations/research-development/metis-integrated-geophysical-acquisition-system-quality-real-time

12. Metis in the Desert of the United Arab Emirates:
https://www.ep.total.com/en/innovations/research-development/total-and-adnoc-partner-metis-r-phase-ii-pilot-acquisition

13. Metis Seismic Acquisition Programme in the United Arab Emirates:
https://www.ep.total.com/en/innovations/research-development/total-and-adnoc-partner-metis-r-phase-ii-pilot-acquisition

14. Seismic Drone: https://www.youtube.com/watch?v=yxdUEX0SPyw

15. Total revolutionizes imaging techniques for onshore acreage: https://www.total.com/sites/g/files/nytnzq111/files/atoms/files/metis-2020-eng.pdf

16. Total - METIS targeting Papua New Guinea:

https://www.youtube.com/watch?v=xCGT1O9fUD8