О чем бы ни шла речь в современном мире, есть одно универсальное правило, которое действует в любой сфере жизни и деятельности от начала времен – все законное всегда идет рука об руку с незаконным. Там, где появляются правила, тут же возникают способы их обойти. Пиратство (речь идет не о морских разбойниках с флагами, конечно), всегда было распространено в творческой сфере. Общественности много известно о пиратах в киноиндустрии, но музыкальные пираты – не менее серьезная проблема. Или нет?
Во времена виниловых пластинок пиратство было деятельностью достаточно затратной и невыгодной для продажи, поэтому занимались ей преимущественно «для себя». Официальный выпуск винила тоже стоил больших денег, так как продажа шла в промышленных масштабах. Этим занимались специальные фирмы — лейблы, которые выпускали музыку, платили артистам, заводам по производству пластинок, звуко-инженерам и так далее. На тот момент альтернативного носителя не было. Не каждый себе мог это позволить, поэтому лейблов было не много и этот бизнес был более-менее выгодным. На смену винилу пришли кассеты, а позже – CD – вероятно, самый пиратский носитель с середины 90х и до середины 00х. Лицензионная продукция от официальных дистрибьюторов была дорогой, поэтому многие покупали диски по низким ценам и с низким качеством звука. На смену CD пришел интернет – самый выгодный и удобный способ продаж музыкального контента. Потребителям не надо идти куда-то за музыкой – достаточно зарегистрироваться на сайте или в стриминговом сервисе, иметь банковскую карту и деньги – и можно покупать музыку, причем, за относительно небольшие деньги. Но многим людям жалко платить за то, что они в принципе могут получить бесплатно. Отсюда и начинается история со скачиванием MP3 файлов из интернета – знаменитым современным музыкальным пиратством.
На пиратство существуют разные взгляды – многие активно с ним воюют, другие, в том числе некоторые знаменитости, совершенно не возражают против приобретения музыкального контента пиратскими способами.
Первый вопрос заключается в том, кто страдает от музыкального пиратства? В первую очередь это, конечно, сами музыканты. Речь идет не о звездах мирового масштаба – знаменитости, собирающие огромные стадионы в турах и выступающие в перерыве Суперкубка получают бОльшую часть своего дохода с гастролей, выступлений, рекламы, продаж собственных брендов и других видов сотрудничества. Из-за любителей незаконно скачивать музыку больше всего бед терпят начинающие музыканты, чьи имена еще не получили известности в широких кругах. Запись музыки в студии стоит немалых денег – буквально каждая секунда оплачивается. И это еще не говоря о сопроводительных расходах. Все, что получает музыкант за свои усилия, труд, нервы и вложенные деньги от пиратской деятельности – это как минимум ничего. Максимум — на пиратских сайтах его творчество еще и совершенно неконструктивно раскритикуют, не представляя, что это за труд, в следствие чего артист либо завершит свое творчество, либо попытается что-то сделать.
Второе пострадавшее лицо – лейблы. Люди, выпускающие музыку, выплачивающие деньги артистам с продаж, дистрибьюторам за распространение, оплачивающие рекламу и очень дорогостоящее промо. Без денег, которых их лишают пираты, они не смогут осуществлять свою первостепенную деятельность – выпускать музыку, и, как следствие, приходят к банкротству.
Третьи жертвы пиратов – дистрибьюторы – компании, занимающиеся производством виниловых пластинок и дисков – а это очень недешево. Конечно, в эпоху интернет - торговли это уже не так актуально, но тем не менее не умаляет вреда от деятельности пиратов.
Однако, как бы категорично ни звучало столь прямое предъявление обвинений любителям скачивать музыку бесплатно, многие люди и даже сами знаменитости (которые как раз и страдают из-за пиратов), защищают деятельность по незаконному приобретению музыки и приводят некоторые весомые аргументы.
В Европе люди зарабатывают достаточно, чтобы позволить себе ежемесячно тратить деньги на музыку, а в странах СНГ этого не наблюдается (хотя подписка на все крупные стриминговые сервисы – Spotify, Apple Music, YouTube Music в странах СНГ стоит намного дешевле, чем за рубежом), поэтому они и являются местом активной пиратской деятельности. Люди хотят слушать музыку, но не могут отдавать на нее последние деньги, а потому прибегают к файлообменникам. Воспринимая пиратство как демократизацию музыки, люди, наряду с некоторыми исполнителями (например, Шакирой), говорят, что музыка должна приближать исполнителей к народу, укреплять связь между фанатами и кумирам, а это невозможно, когда поклонники не могут позволить себе слушать песни и альбомы. Существует убеждение, что музыка должна быть подарком для народа, а в таком случае, конечно, со сторонниками пиратства сложно поспорить. Надо отметить, что вышеупомянутой Шакире пиратство если и вредит, то незначительно - даже в интернет-эпоху её альбомы и синглы расходятся солидными тиражами.
Кроме того, как бы противоречиво это ни звучало, пиратство помогает повышать доходы исполнителей, просто вместо того чтобы получать деньги с продаж альбомов, музыканты увеличивают свою прибыль на гастрольных турах. Как именно? Человек, желающий скачать альбом, но не имеющий возможности заплатить за него, будет в первую очередь искать способ получить его бесплатно. В случае, если он не найдет возможности это сделать, он будет вынужден отказаться от прослушивания музыки этого исполнителя, и шанс, что он станет его поклонником и заплатит за билет на его концерт (если конечно у него будет возможность его приобрести), резко снижается. Пиратские методы, в свою очередь, повышают узнаваемость артиста, расширяют круг его фанатов, тем самым инвестируя, пусть и не очень глобально, в посещаемость его концертов.
В пользу пиратов говорит и мнение о том, что пиратство – это новое радио, дающее (в отличие от стандартного радио) людям доступ к хорошей музыке. Успешным артистам, ветеранам цены, само собой, хотелось бы, чтобы люди платили за музыку, но все-таки они предпочтут быть услышанными, а не оплачиваемыми.
Солист Foo Fighters, Дейв Грол, о музыкальных пиратах говорит так: «Это просто люди, которые хотят музыку, и в этом нет ничего плохого. Это то же самое, что включить радио, это то же самое, поставить кассету в кассетную деку, когда BBC транслирует специальную радиосессию. Я не думаю, что это преступление, это продолжается уже много лет». Очень жаль, что молодые артисты, не собирающие аншлаги на своих концертах, с ними не согласятся.
Столь разносторонние взгляды на музыкальное пиратство делают актуальным вопрос «А надо ли с ним бороться? И если надо, то как?». Да, в сущности, никак. Можно продолжать блокировать все пиратские хостинги и порталы, как это делают сейчас в интернете, тем самым перекрывая доступ к бесплатному скачиванию файлов. Вот только на смену одним сайтам всегда приходят другие. Можно сделать свою музыку доступной для всех – как это делали Radiohead, Nine Inch Nails и Хью Корнуэлл. Можно ввести систему донатов – дать возможность людям платить за музыку, если она им понравилась. Жизнь музыкальных фанатов и пиратов это, конечно, упростит, но саму проблему никак не решит. Да и, как оказалось, с утверждением о том, что музыкальное пиратство – это проблема, согласятся далеко не все музыканты и многочисленные поклонники. А потому, даже сейчас, в 2021 году, самые отчаянные пираты при большом желании могут продолжать получать любимую музыку, обходя любые меры, установленные антипиратским законодательством.
Евгения Мишланова