2 мая легендарному режиссёру Сатьяджиту Раю исполнилось бы сто лет. Представляю вашему вниманию выдержки из интервью его единственного сына Сандипа Рая.
Отец
Папа был до мозга костей трудоголиком и не любил сидеть без дела. Его дни всегда начинались рано и обязательно с чашки чая. Видеть отца, перебирающего стопку бумаг за своим столом, было для нас привычно. Тем не менее, он всегда находил минуты, чтобы пообщаться со своими друзьями за чаем.
В свободное от съемок время он мог интересно беседовать с семьей за едой. Воскресным утром все мы участвовали в марафоне. Его коллеги Сумитро Чаттерджи (популярный бенгальский актер, сыгравший во многих фильмах Рая) и Каму Мукхерджи (прекрасный комик) часто присоединялись к нам.
Папа прекрасно общался с людьми любого возраста. Он относился ко мне также, как к своим одногодкам. Мы могли говорить с ним обо всем на свете, потому что он был очень любознателен и готов был поддержать любой разговор, о чем бы вы с ним ни говорили.
Помимо того, что он был великим режиссером, писателем, композитором и художником, он был прекрасным собеседником. Общение, помимо фильмов, очень нас объединяло.
Режиссёр
Я начал работать с папой в 1976 году, когда присоединился к его команде в качестве фотографа. Я был взволнован этим опытом. Со временем я научился его понимать и даже читать мысли. Когда на нем начал сказываться возраст, он обратился за помощью ко мне.
Я был очень счастлив! Начав как помощник режиссёра, я получил повышение на должность оператора для трех его последних фильмов: «Враг народа» (1989), «Ветви одного дерева» (1990) и «Странник» (1991).
Он был очень суровым контролёром, перфекционистом. На съемках его блеск в глазах поражал всех, а его стремление к совершенству держало в тонусе. Он действительно был капитаном корабля. Всегда находил подход к людям. Он хотел, чтобы все было в порядке и обязательно расставлял точки над «И». Он довольно спокойно относился к съемкам и старался не доставлять коллегам неприятности.
К счастью, мне никогда не приходилось жить под его тенью. Тогда СМИ были не так активны, и я не пострадал от натиска журналистов. В школе надо мной никто не смеялся и не задавал никаких вопросов. Дома я тоже никогда не чувствовал себя неловко, будучи «сыном Сатьяджита Рая».
Папа был очень простым и практичным, отличным другом, с которым можно было проводить время. Когда мы начали работать вместе, наша дружба только укрепилась.
«Песнь дороги»
У великих творений есть великие моменты, а великие моменты касаются всех и каждого. Я был совсем маленьким, когда вышел «Песнь дороги» (1955). Плохо помню людей, которые приходили в наш дом, но когда они приходили, я слышал, как на соседней станции гудит поезд.
Меня непреодолимо тянуло к огромной металлической конструкции, выпускающей дым, и я ползал по веранде, как будто хотел поймать его.
Папа, наверное, прочитал мои мысли. Иначе зачем он увековечил поезд в своем шедевре? Кто может забыть Апу и Дургу, бегущих на огромные расстояния, чтобы увидеть мимолетно пролетающий поезд?
В день выпуска мама отвела меня в кинотеатр и мне разрешили посмотреть фильм только до антракта. Я был зол и много плакал из-за того, что мне не разрешили досмотреть до конца.
Время шло. Я постарел, а фильм — нет.
Я смотрел «Песнь дороги» бесчисленное количество раз. И каждый раз у меня была разная интерпретация, новые чувства. Ни время, ни возраст не могли испортить его очарования. Это классика, а значит, неподвластная времени.
Фильм представляет собой совокупность незабываемых моментов, связанных вместе. «Песнь дороги» — художественное отражение блестящего ума. Он так же красноречив, как поэзия и так же ярок, как живопись. Его диалоги очень богаты. Папа часто признавался, что он в долгу перед автором диалогов Бхушаном Бандиопадхаем. Они затронули нужные струны в сердцах зрителей с первой же сцены.
Из архивов издания Rediff
Перевод — Мила — Bollywoodtime
Друзья, по хэштегу #режиссеры bollywoodtime вы можете почитать больше статей о создателях индийских фильмов - подписывайтесь на него, чтобы не пропускать новые публикации.