Найти в Дзене

Выдворение китайских студентов из СССР, январь 1967 года, Москва

Выдворение китайских студентов из СССР, январь 1967 года, Москва. Фото: общественное достояние
После выступления товарища Хрущева Никиты Сергеевича на ХХ съезде КПСС отношения между двумя крупнейшими коммунистическими партиями мира начали ухудшаться. В результате 25 августа 1960 года ЦК КПСС официально осудил догматизм курса КПК под руководством Мао Цзэдуна. Все это происходило на фоне
Выдворение китайских студентов из СССР, январь 1967 года, Москва. Фото: общественное достояние
Выдворение китайских студентов из СССР, январь 1967 года, Москва. Фото: общественное достояние

После выступления товарища Хрущева Никиты Сергеевича на ХХ съезде КПСС отношения между двумя крупнейшими коммунистическими партиями мира начали ухудшаться. В результате 25 августа 1960 года ЦК КПСС официально осудил догматизм курса КПК под руководством Мао Цзэдуна. Все это происходило на фоне сокращающегося сотрудничество между СССР и Китаем - как в экономической, так и в военной отраслях: были отозваны множество советских специалистов, помогавших развивать китайскую промышленность, и отказано в помощи создания собственной ядерной программы Китая, а также подводного флота. Несмотря на отставку Хрущева в 1964 года, которого китайская сторона считала главным ревизионистом, улучшения не произошло - в результате КПК отказалась направить свою делегацию на XXIII съезд КПСС в 1966 году. 25 января 1967 года в Москве китайские студенты перепрыгнули через ограду мавзолея Ленина, они начали распевать "Интернационал" и читать речи Мао, после чего в очереди в мавзолей произошла драка. Митинг разогнали, и уже на следующий день студентов посадили на ближайший поезд до Китая и выслали из СССР. На следующий день, 26 января посольство СССР в Пекине было блокировано толпами хунвэйбинов, требующих уплаты "кровавого долга" за события на Красной площади в Москве. Чэнь И от имени Мао Цзэдуна и Линь Бяо приветствовал участников столкновений в Москве. Министерство иностранных дел КНР заявило, что в Москве среди китайских студентов были убитые и раненые, и что более не гарантирует безопасность советских дипломатов вне территории посольства. "Возможен разрыв отношений, возможна война" - так отреагировали в МИД КНР на кровавую бойню, учинённую китайскими студентами, обучавшимися в столице Советского Союза.

События у Мавзолея в январе 1967 года. Фото: общественное достояние
События у Мавзолея в январе 1967 года. Фото: общественное достояние

Озвучим китайскую версию этой печальной истории. Группа студентов из КНР, порядка 100 человек, 25 января 1967 года пришла к Мавзолею Ленина, чтобы отдать дань памяти вождю мирового пролетариата. Дойдя до входа в усыпальницу основателя первого государства рабочих и крестьян, китайцы организованно построились и стали петь "Интернационал". "Охранке ревизионистов" - милиционерам - это не понравилось, и они начали избивать китайцев, заставляя их разойтись. Но студенты не дрогнули, и тогда правоохранители начали стрельбу. Сколько человек погибло, сказать сложно - китайский МИД до сих пор не обнародовал точное число пострадавших, хотя неоднократно грозил это сделать. Официальная формулировка гласила: "МИД заявляет, что в Москве среди китайских студентов были убитые и раненые". Точка.

Посадка китайских студентов на поезд, увозящий их из СССР. Фото: общественное достояние
Посадка китайских студентов на поезд, увозящий их из СССР. Фото: общественное достояние

Советская версия произошедшего разительно отличалась от китайской. Да и появилась она с задержкой на двое суток. Обратимся к сообщению советского МИДа (простите за длинную цитату, но привожу сокращённую версию заявления): "25 января в полдень около 70 китайских граждан - главным образом китайские студенты, возвращающиеся через Москву в КНР, и сотрудники китайского посольства в Москве - прибыли на Красную площадь и стали в очередь желающих посетить Мавзолей. Они выстроились вдоль Мавзолея, перепрыгнув через ограждения, достали книжечки цитат Мао Цзэдуна и стали хором выкрикивать его "изречения". Таким образом, они создали беспорядок, мешая другим посетителям. Советские люди, стоявшие вслед за китайской группой, терпеливо ждали. Находящиеся обычно в дни посещения Мавзолея около него два-три милиционера, наблюдавшие за порядком, предложили китайским гражданам либо пройти в Мавзолей, либо освободить проход. В ответ китайские граждане стали ещё громче выкрикивать цитаты Мао Цзэдуна и требовать, чтобы советские люди присоединились к их декламации. Свои требования они подкрепляли выкриками, толчками, явно провоцируя беспорядок. Чтение цитат сменилось сплошным истерическим криком китайских граждан. И в этот момент один из них ударил по лицу женщину, стоявшую в очереди. Это послужило как бы сигналом для всей группы. Они стали набрасываться на советских людей, наносить им удары. Хулиганство продолжалось несколько минут. Советские люди, находившиеся на Красной площади, не поддались на провокационные выходки. Сами, без помощи милиции, взявшись за руки и образовав живую цепь, оттеснили китайскую группу в сторону собора Василия Блаженного. После этого советские люди отошли в сторону, а китайские граждане, поняв, что затеянная ими провокация не увенчалась успехом, вынуждены были сесть в автобусы и уехать".

Вечером того же дня китайцев выслали из СССР, а на следующий день хунвейбины атаковали советское посольство в Пекине, требуя заплатить кровью за кровь. Изначально речь шла о 10 погибших китайцах. Наших дипломатов спасло только чудо. Вернувшихся студентов встречал лично министр иностранных дел Китая маршал Чэнь И с беспрецедентными почестями. Для начала он лично спел студентам песню о Главном "Парус морей зависит от кормчего", а затем от имени Мао министр поздравил студентов с возвращением и пообещал, что "кровавая дань" будет уплачена сполна - для начала Китай больше не гарантирует безопасность советских дипломатов вне стен посольства. С того самого момента в Китае началась масштабная антисоветская кампания: к обязательному определению советского коммуниста "ревизионист" добавилось слово "кровавый". Насколько разительно изменилось отношение китайцев к советским людям, смогли прочувствовать наши военные уже 31 января: направлявшиеся во Вьетнам советские военно-транспортные самолёты сели в Пекине на дозаправку. Их тут же окружили хунвейбины. Дошло до стрельбы, но об убитых и раненых ничего не известно - самолёты спешно поднялись в воздух. Через неделю началась экстренная эвакуация из китайской столицы членов семей сотрудников советских учреждений.

Маршал Чэнь И. Фото: общественное достяние
Маршал Чэнь И. Фото: общественное достяние

Надо признать, что не прошло и нескольких месяцев, как участники московского побоища устроили аналогичную акцию уже у себя на родине. В мае 1967-го хунвейбины, в том числе и недавние московские студенты, взяли МИД КНР штурмом и едва не убили министра Чэнь И - "нагло оклеветавшего председателя Мао, опорочившего его идеи". По городу развешивали дацзыбао: "Разобьём собачью голову Чэнь И!"

Апогея противостояние достигло в 1969 году, нормализация же отношений произошла только в конце 1980-х.