В Зале указов папского дворца в Ватикане (Stanza della Segnatura, он же Комната знаков), все росписи выполнил Рафаэль Санти вместе со своими учениками. Довольно значительное место (550см Х 770 см) занимает фреска Афинская школа
На ней изображены все известные мыслители античности, чьи имена дошли до эпохи Возрождения. Имена, но не портреты. Потому все лица на фреске условны, а если и имеют портретное сходство, то не с древними философами, а со знакомыми современниками художника. И определять, кто есть кто приходится по различным внешним аксессуарам. Вот один из вариантов такой атрибуции.
В центре Платон и его ученик Аристотель.
Философские труды Платона - это диалоги. Обсуждение той или иной проблемы в споре, в дискуссии. Это очень важно. Я прочитал лекцию. Студенты её записали (как успели, как поняли). Выучили (как поняли, как запомнили). Пришли на семинар. А вот тут я начинаю докапываться, задавать вопросы. И они начинают теряться... "Ой, А.И., вы нас запутали!.." - "Нет, не я вас запутал, а вы сами запутались. Давайте выпутываться..." И вот здесь начиналась работа по прояснению понятия. А ведь овладение понятийным аппаратом науки и есть её изучение. Диалог - наиболее эффективный метод.
Аристотель принимает эту диалогическую форму осмысления жизни. Но он резко расширяет круг обсуждаемых вопросов, круг понятий, с помощью которых можно отразить реальные связи предметов, их свойств и изменений в развитии. В сущности именно Аристотель создаёт тот круг понятий, ту терминологическую базу, которой мы пользуемся до сих пор. Мало того, он создаёт философию как систему знаний, объединяющих медицину (он сын врача, осиротевший ы 15 лет), педагогику (он воспитатель Александра Македонского с 343 г. до н.э. и основатель такого учебного заведения как Ликей в 335-4 г. до н.э.), физику, изучающую законы материальных связей, практическую политику и совершенно новую науку, которую он называл аналитикой, а позднее она стала называться формальной логикой. То есть философия по Аристотелю - есть система всеобщего знания. Не зря Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
А вот Феликс Давыдович Кривин более ревниво отнёсся к посмертной славе Аристотеля.
НАУКА И РЕЛИГИЯ
Аристотелю повезло: он причислен к святому лику. Каждый шаг его, каждый слог – откровение, поелику христианству они не во зло, а, напротив, в его защиту…
Аристотелю повезло больше, нежели Демокриту.
Аристотелю повезло: церковь хвалит его сочинения, Его мнение в силу вошло, уничтожило все сомнения, и его, как начало начал, зазубрили зубры науки:
– Аристотель учил…
– Аристотель сказал…
– Ты возьми Аристотеля в руки… «Пишет», «учит», «гласит», «говорит», «утверждает в своей работе»…
Жив непризнанный Демокрит. Умер признанный Аристотель.
Сурово. Но не совсем справедливо. Впрочем, не он первый. Бунт против Аристотеля начинается уже тогда, когда Фома Аквинский связал его философию с христианским вероучением, создав особую теологическую схоластику. И когда религиозные схоласты попытались превратить Аристотеля в мерило праведности и зубрёжки, творческие люди вспомнили о Кампаспе. Но это совсем другая история, не хотелось бы комкать её слишком беглым пересказом, так что отложим её до завтра
.
.