Умерла Анита Лейн, австралийская музыкантша и бывшая участница групп The Bad Seeds и Birthday Party. Точная дата и причина смерти пока не выяснены.
Новость подтверждена австралийским изданием Louder Than War, которое называет Аниту “одним из творческих локомотивов, появившихся на яркой мельбурнской пост-панк-сцене”.
После написания в соавторстве ранних песен "A Dead Song", "Dead Joe" и "Kiss Me Black" Лейн сделала долгую и выдающуюся карьеру, работая с такими музыкантами, как Кид Конго Пауэрс, Гудрун Гут и Einstürzende Neubauten.
После раскола Birthday Party в начале 1980-х она написала культовые песни Bad Seeds "From Her To Eternity" и "Stranger Than Kindness" в соавторстве со своим тогдашним бойфрендом Ником Кейвом.
Лейн также выпустила ряд сольных альбомов, включая альбом 1993 года "Dirty Pearl’ и альбом 2001 года "Sex O'Clock".
С тех пор как сегодня (28 апреля) появилась новость о смерти Лейна, поклонники и музыканты отдают дань уважения певице.
Жена Ника Кейва Сьюзи написала в Instagram: “Дорогая Анита,
Мы так тебя любим”. Затем она опубликовала текст песни своего мужа 1986 года "Sad Waters".
Биография и творчество
Анита Луиза Лейн родились в Мельбурне в около 1959 года. Она начала петь и писать песни еще до 16 лет, была одноклассницей Роланда С. Ховарда, в то время как они оба были студентами в колледже повышения уровня образования Prahran.
Когда ей было 17 лет, она была представлена Кейву в 1977 году гитаристом Роуландом С. Ховардом, который в то время играл с Кейвом в The Boys Next Door. Она изучала изобразительное искусство в Мельбурнском Викторианском колледже искусств, Школе галереи, согласно биографии Кейва авторства Яна Джонстона "Bad Seed". Она была исключена три месяца спустя за прогулы, но нашла новый дом на растущей панк-сцене города.
“Я думаю, что все пришли к жизни из панк-рока, из всех тех чувств, которые были в то время”, — сказала она Melody Maker в 1988 году. — “Это было забавно для нас, потому что мы не были бедными, рабочим классом или очень угнетенными. Кем мы были? Я не знаю. Меня никогда не заботило, кто и что делает или какова мода. Вкусы, которые у меня тогда были, оказались в моде, и это, вероятно, относится и к Нику. Мы случайно оказались вовремя”.
Кейв стал ведущим вокалистом группы The Boys Next Door с Миком Харви на гитаре, Филом Калвертом на барабанах и Трейси Пью на басу. К декабрю 1978 года к составу присоединился соло-гитарист Роланд С. Ховард. В феврале 1980 года The Boys Next Door были переименованы в The Birthday Party, и группа Лейн и Кейва переехала в Лондон.
Их первой опубликованной совместной работой была “Dead Song”, колючий номер с абстрактными образами, со словами, такими как "кровь, солдат и мать”, который появился на пластинке 1981 года "Prayers on Fire".
“Тексты песен [Лейн] лежат по всей нашей комнате на листках бумаги, накапливая кофейные следы, пока они не станут грязными и не будут выброшены, — цитировалось в “Bad Seed” высказывание Кейва, — "но “Dead Song” — это было увековечено”.
Грег Маурер из AllMusic похвалил альбом и отметил вклад Лейн в написание песен. Джордж Саростин из Only Solitaire заметил, что на этом треке Кейв «звучит со всеми его плаксивыми словами «хорошо, хорошо», как одна из этих бедных невинных или полу-невинных жертв с окровавленным носом и пистолетом у виска в гангстерском фильме».
Она написала “Dead Joe” и “Kiss Me Black” Birthday Party для альбома “Junkyard” 1982 года, используя метод “изысканного трупа”, где они с Кейвом обменивались по очереди строчками. Она продолжала вносить свой вклад в музыку Кейва после распада группы и даже после того, как они с Ником расстались в 1983 году.
“Анита невероятно талантливый человек и дала много идей”, — сказал Кейв Melody Maker в 1997 году, выразив сожаление по поводу того, как переплетались их творческие и личные отношения. “[Она] дала их мне. Она была очень щедра. И через некоторое время это, казалось, стало ее ролью: отдаться мне, в то время как я просто рвался вперед. Я сделал это ненарочно”.
Как участник The Bad Seeds, Лейн помогла написать фирменную песню Кейва, какофоническую, задумчивую “From Her to Eternity”, заглавный трек их альбома 1984 года. Песня описывает мужчину, одержимого девушкой, которая живет в квартире над ним. “Горячие слезы льются вниз/Просачиваются сквозь щели”/ - поет он, - “На мое лицо/Я ловлю их ртом”. Они написали вместе эти слова однажды поздно вечером в своей квартире на Брикстон-Хилл в Лондоне.
Она также написала романтическую песню "Stranger Than Kindness”, странную и тихую песню на пластинке The Bad Seeds 1986 года "Your Funeral… My Trial” с гитаристом группы Бликсой Баргельдом. “Твои сонные руки, они блуждают, они медлят/страннее, чем доброта”, — говорится в одном из запоминающихся текстов песни. “Это было именно то, что я чувствовала однажды”, — сказала Лейн о песне The Bad Seeds. — “Я все время горевала и тосковала по чему-то. У меня часто была эта печаль, как будто в моей груди шел дождь. [Кейв и я] никогда по-настоящему не переставали встречаться, но в то время мы не были вместе. Когда я была молода, я не была ревнива, потому что любила себя, но я стала ревновать, когда стала старше”.
“Анита Лейн написала это обо мне", — сказал Кейв Melody Maker в 1997 году. — “Это очень злая песня, но и очень красивая”. Недавно он использовал название “Страннее, чем доброта” для музейной выставки и книги о своей жизни и карьере.
Крис Лонг из BBC Music проанализировал альбом в мае 2009 года и обнаружил, что «Stranger than Kindness» — это «извращенная песня о любви. Одновременно прекрасная и поразительная, это песня, которая звучит как затаенное дыхание, никогда не позволяя ускользнуть силе, которая в ней копится".
Лейн спела в саунтреке Баргельда, Кейва и Харви для австралийского фильма 1988 года «Ghosts… of the Civil Dead», включая песню «A Prison in the Desert». Джон Бем из Reviler.org похвалил ее «эфирный вой / шепчущий вокал, который из-за ее кукольного голоса звучит как бред психически неуравновешенного ребенка. Это довольно интригующая мелодия для любого поклонника всего мрачного. Несколько пугающая музыка».
Она также исполнила вокальную партию в песне "The Bells Belong to the Ashes" для альбома "Headless Body in Topless Bar" (1988) немецкой постпанк-пост-рок-группы Die Haut. В 1989 году Лейн приняла участие в записи дебютного сольного альбома Адамсона "Moss Side Story"; вместе с Харви они были частью хора в песнях «Suck on the Honey of Love» и «Free at Last». Она еще раз спела для его второго сольного альбома, саундтрека к фильму «Delusion» (1991).
В 1992 году она участвовала дуэтом с Кид Конго Пауэрсом в песне Die Haut "Excited" и с Баргельдом на "How Long (Have We Known Each Other Now)" для альбома немецкой группы Head On. Лейн и Баргельд снова выступили дуэтом на песне "Blume", в шестом студийном альбоме Einstürzende Neubauten "Tabula Rasa" (1993). Песня была написана в соавторстве с Лэйн, Баргельдом и участниками его группы.
В 1995 году Лейн записала вокал в трибьют-альбом Харви Сержу Гинсбуру "Intoxicated Man", и в 1997 году для его второго альбома "Pink Elephants", также с песнями Гинсбурга. На двух альбомах Харви заставил Лэйн «петь женские партии, изначально исполненные Джейн Биркин, Бриджит Бардо и Анна Карина».
Для "Murder Ballads" (февраль 1996), девятого студийного альбома Nick Cave and The Bad Seeds, Лейн спела куплет в их кавер-версии песни Боба Дилана «Death is not the End» — вместе с Кайли Миноуг и Шейном Макгоуэном — а также вокал для "The Kindness of Strangers".
Лейн дебютировала сольно в 1988 году с EP под названием "Dirty Sings", в котором звучала музыка в исполнении Кейва и участников The Bad Seeds, включая кавер-версию песни Sister Sledge “Lost in Music”. Певица рассказала в “Bad Seed”, как она чувствовала себя вынужденной сделать запись, потому что была “отчаянно несчастна и хотела умереть".
Она загнала в угол президента Mute Records Дэниела Миллера и изложила свое дело. “Я сказала [ему], что у меня есть эта жизнь, и я не знаю, что с ней делать. Я почти даже не хочу этого, но я действительно талантлива, так что используй меня”, — говорила она. — “Я не хотела быть на пьедестале на альбоме. Я хотела поговорить с другими девушками. Я вроде как хотела прославить неуверенность, а не быть уверенной и успешной. Я чувствовала, что умру, и хотела оставить что-нибудь после себя, наверное, в качестве предсмертной записки”.
Лейн написала в соавторстве с Адамсоном «If I Should Die», «I'm a Believer» с Cave и «Sugar in a Hurricane» с Харви и Кэти Бил. Третья песня, "Lost in Music", представляет собой кавер-версию сингла Sister Sledge 1979 года, в котором Кейв играет на фортепиано. Дин Макфарлейн из AllMusic описывает ее EP как «захватывающий» с «выдающимися треками», такими как «If I Should Die» и «Sugar in a Hurricane», где Лейн вызывает дух Нэнси Синатры, Нико и Марианны Фейтфулл. (Она) красиво играет перепуганную певицу».
В 1993 году Лейн выпустила свой дебютный сольный студийный альбом "Dirty Pearl", который записывался с 1982-го года. Он состоит из ее работ с The Birthday Party, Nick Cave and The Bad Seeds, Einstürzende Neubauten и Die Haut, а также эксклюзивных песен из чужих альбомов. Со-продюсерами альбома выступили Баргельд, Кейв, Харви, Йоханнес Бек, Джон Кафферти, Die Haut, Einstürzende Neubaten, Свен Рериг и The Birthday Party.
В альбом вошел сингл Лейн "The World's a Girl", который появился 5 июня 1995 года. Критики заявили, что это был "очевидный выбор в качестве сингла, и самый подходящий трек для радио". Заглавная песня была написана в соавторстве с Харви. Два би-сайда были дуэтами с Кейвом: кавер-версия "Bedazzled" — написанная Питером Куком и Дадли Муром для их одноименного фильма 1967 года; и "I Love You ... Nor Do I" — первоначально спетая Гинсбуром и Брижит Бардо на французском языке как "Je t'aime ... moi non plus" .
Второй сольный студийный альбом Лейн, "Sex O 'Clock", был выпущен 23 октября 2001 года и спродюсирован Харви. Стюарт Мейсон из AllMusic обнаружил, что он «сочетает гладкие, сочные и часто танцевальные поп-мелодии в стиле R&B с лирической простотой, подразумеваемой в названии». Он не мог решить, она «настолько невозмутима, что трудно сказать, являются ли сексуально одержимые (и, честно говоря, довольно банальные) тексты пародиями на Тори Амос и/или Аланис Мориссетт», или же Лейн воспринимает все это всерьез".
"Sex O'Clock" включает кавер-версию песни Гила Скотта-Херона «Home Is Where the Hatred Is», которую Мейсон называет одним из «лучших треков». Еще одна любимая песня Мэйсона — «I Hate Myself», написанная в соавторстве с Доком Помусом и Кеном Хиршем. Также имеется дуэт Лейн и Адамсона в кавер-версии песни Ли Хэзлвуда «These Boots Are Made for Walkin'», первоначально спетой Нэнси Синатра. В мае 2008 года Гай Блэкман из мельбурнской газеты The Age отметил, что альбом недооценен, он был «классикой наводящей на размышления оркестровой поп-музыки. Он должен был зажечь мир, но не стал».
Анита Лейн находилась в личных отношениях с австралийским журналистом и писателем Николасом Ротвеллом.
В начале девяностых Лейн вышла замуж за человека по имени Йоханнес Бек, если верить "Bad Seed". Вместе у пары родился сын по имени Раффи. В интервью Rolling Stone в 2020 году Мик Харви упомянул, что у Лейн есть еще дети, и она с 2005 года жила в Байрон-Бей, Австралия.
Лейн размышляла в "Bad Seed" о том, как ее связь с Кейвом привела ее к творческой жизни, которую она не ожидала. “Когда мы встретились, мне было 17, а ему 19", — сказала она. — “В таком возрасте ты еще ни на что не решилась. Вы все открыты, и вы хотите, чтобы мир показал вам все, отвергая то, что для вас запланировали ваши родители. Это был трамплин: бунтарство. Ты просто прыгаешь в объятия того, что подвернется под руку, и мы так и сделали”.