Не балует нас мэтр новыми книгами. Аж в 2018 году читали «Пищеблок», и только спустя три года новый роман – «Тени тевтонов».
Приятная гладкая рифленая обложка, на форзацах карты места, где происходят события.
Действие происходит в Калининградской области. Российский регион, не имеющий границ с Россией, отгороженный от нее Польшей и Литвой, ранее Восточная Пруссия.
Уникальный заповедник Куршская коса, Кенигсберг, ныне Калининград, - место жительства великого философа Иммануила Канта. Войны в течение многих веков. И тайны, тайны, тайны… Старые рыцарские замки, катакомбы, крепости, тайники, легендарная Янтарная комната.
Есть полузабытая книга Леонида Платова «Секретный фарватер». Многократно переиздавалась, даже экранизировалась, у меня был томик из библиотеки «Военные приключения». Капитан Шубин ищет таинственную подводную лодку «Летучий голландец» и почти находит ее в Пиллау, ныне г.Балтийске Калининградской области.
Еще одна книжка – поновее. Татьяна Устинова, «Призрак Канта». Детективная мелодрама на фоне Калининграда и его окрестностей.
Есть еще множество исторических книг из этой территории, но вспомнились эти.
С местом все ясно, а вот времени целых два. XV век, война Тевтонского ордена с разнообразными врагами и 1945 год, война в Восточной Пруссии. Действие идет параллельно, но большей частью в XX веке. Героям просто необходим старинный артефакт, меч Сатаны, вокруг него и крутится весь сюжет. Да и не всем героям нужен меч, только одному, заключившему с этим самым Сатаной соглашение. В романах Иванова дело редко обходится без бесовщины, чертовщины, вампиров и прочего мистического отребья.
Пересказывать не буду, занятие неблагодарное и бесполезное. Общее впечатление монументальное, много действующих лиц, причем практически каждый персонаж из прошлого имеет аналог в будущем. Врезаются в воображение типично ивановские описания: природы, городов, но больше всего разрушений. Войны, трупы, развалины. Невеселая картинка, мрачная, тевтонская.
Жуткая картина эвакуации из Пиллау. Матерей с грудными детьми пускают на уходящие суда, так ребенка передают из рук в руки, чтобы попасть на заветный корабль. В последний раз спускающаяся с борта корзинка с младенцем переворачивается, и он погибает в море. Такова цена за бегство от наступающей Красной армии. Немного оживляет действие великое чувство – любовь, преодолевающая все препятствия. Так хочется, чтобы влюбленные спаслись и обрели счастье, но увы…
Конец тяжелый. Меч не нашли, проклятие не сняли, все погибли. Может, следующий роман будет повеселее.
Еще про творчество Алексея Иванова.
«Тобол» - зеркало Сибири начала XVIII века