Найти тему
USSR&Russia

Звезда и бессмертие Михаила ЕГОРОВА

Алексей КРЕКОТНЕВ «ЗВЕЗДА И БЕССМЕРТИЕ МИХАИЛА ЕГОРОВА» (Диалог-ОД, № 5, 2001)

Документальные кинокадры и фотографии памятного апрельского дня 1945 года, когда над фашистским логовом взвилось наше победное Красное знамя, навеки остались в истории. Но как именно это происходило, мне довелось узнать, лишь побывав в г. Рудне, что на Смоленщине. Вот уже 10 лет (статья написана летом 2000 года прим. автора) здесь работает мемориальный Дом-музей Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Егорова. Он жил в нем последние годы своей трудной, недолгой, но прекрасной жизни. Открыт музеи был 5 мая (1990 года прим. автора), именно в тот день, когда родился будущий Знаменосец Победы. А заведует этим замечательным Домом- музеем дочь Михаила Алексеевича Тамара Михайловна Егорова, которая, несмотря на все перипетии и равнодушие власть имущих, сохраняет священную память о своем отце для нас и для будущих поколений. За это ей низкий поклон!

Красное знамя, которое было водружено над рейхстагом 30 апреля 1945 разведчиками 150-й стрелковой дивизии Егоровым и Кантария
Красное знамя, которое было водружено над рейхстагом 30 апреля 1945 разведчиками 150-й стрелковой дивизии Егоровым и Кантария
От Тамары Михайловны я узнал, что в результате переписки с директором Ленинградского радиомузея Михаилом Григорьевичем Зегером им была прислана в музеи запись фронтового корреспондента Лазаря Ефимовича Маграчева, который в конце воины прибыл в Берлин, чтобы подготовить радиоматериал о последних днях великого сражения. Будучи вблизи рейхстага, Лазарь Маграчев лично наблюдал, как бойцы штурмового батальона капитана Неустроева и автоматчики лейтенанта Береста поддерживали своим огнем тех, кто карабкался, рискуя в любую минуту сорваться вниз, на 70-метровую высоту по горящему куполу рейхстага, задыхаясь от дыма и обжигая руки.

...Когда Михаил Егоров и Мелитон Кантария спустились вниз, Лазарь Маграчев, подбежавший к ним с микрофоном, увидел, что бойцы черны от копоти. Из носа, ушей и уголков рта у них сочилась кровь, а ладони сержанта Егорова представляли собой спекшееся кровавое месиво. Вот такими солдатскими руками и было водружено Знамя нашей Победы.
С Тамарой Михайловной. Июнь, 2000
С Тамарой Михайловной. Июнь, 2000

Сегодня события Великой Отечественной войны становятся занятием только исследователей и любителей военной истории. Не секрет, что за последние 10-12 лет в ряде школ исчезли комнаты боевой славы, перестали действовать музеи, посвященные боевому пути отдельных частей и соединений, и лишь по юбилейным датам проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Поэтому мне было вдвойне приятно узнать, что наперекор всем сложностям нашего бытия существует и, что самое главное, действует музей-заповедник, который является своего рода островком Памяти и Правды, среди окружающих нас беспамятства и лжи, когда со страниц печатных изданий, по радио и телевидению преподносится много небылиц, фальшивок и «сенсаций» о четырех годах кровавой страды, пережитой нашим народом.

Подтверждением тому может служить похабная статейка Т. Филипповой, напечатанная в газете «Комсомольская правда» 30.06.95 г. под названием «Звезда и смерть М. Егорова». Статейка оказалась приуроченной к 20-летию со дня трагической гибели М. А. Егорова. Суть ее сводилась к тому, чтобы заставить читателя усомниться в подвиге Героя и, таким образом, опозорить честь и достоинство Михаила Алексеевича Егорова.
Фактически же Филиппова осквернила своей писаниной священную память не только о Егорове, но и о тех, кто не пришел с той страшной войны, а тем, кто выжил, плюнула в душу.

Но люди старшего поколения, к счастью, помнят, как все было на самом деле. Поэтому ответ не заставил себя ждать. В местной газете «Руднянский голос» за 16.09.95 г. была перепечатана из областной газеты «Рабочий путь» статья И. Красновского «Ветераны защищают честь Михаила Егорова», где в открытом письме в адрес «Комсомолки» говорится, что статья о М. Егорове «вызвала боль, гнев и возмущение как у ветеранов войны, так и у детей войны, детей Победы. Живущие сегодня защитники Отечества не могут быть спокойны, т. к. в любой момент они могут быть оболганы, облиты грязью теми, кто не знал ужасов войны, не оплакивал погибших на поле брани...» Ветераны вопрошают: «Как же надо не любить свою Родину, свой народ, его историю, чтобы очернять подвиги наших людей в годы Великой Отечественной войны?! Уже измазана грязью память о лучших наших соотечественниках, героях войны. Теперь добрались до Михаила Егорова...»
Чаепитие в мемориальном Доме-музее Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Егорова. Июнь 2000
Чаепитие в мемориальном Доме-музее Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Егорова. Июнь 2000

Мне посчастливилось узнать правду о жизни и деятельности Михаила Алексеевича Егорова...

В то время, когда началась война, Михаилу Егорову было 18 лет. Вместе с другими местными ребятами он собирал оружие и боеприпасы для партизан. С 5 мая 1942 года (в этом году он вступил в ряды ВКП(б)), когда их распределили по взводам (по 4 человека), и до конца войны воевал Михаил разведчиком, сначала в партизанах, а потом и в действующей армии. Был ранен, но вскоре после госпиталя, в декабре 1944 года, снова ушел на фронт.
За смелые боевые действия в тылу врага был награжден орденами Красной Звезды, Славы III степени, медалью «Партизану Отечественной войны I степени».

В декабре 1944 года партизанский отряд, в котором сражался Егоров, соединился с частями Советской Армии. Он попал в 150-ю дивизию. С ней освобождал Варшаву и дошел до Берлина, где
30 апреля 1945 г. вместе со своим другом Мелитоном Кантария и водрузил Знамя Победы на куполе рейхстага.

Когда М. А. Егоров демобилизовался, то к его уже имеющимся наградам прибавились новые:
медаль «Золотая Звезда», орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, золотой орден ГДР «За заслуги перед Отечеством I степени», медаль «За взятие Берлина», медаль «За освобождение Варшавы» и медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Эти награды находятся на вечном хранении в Центральном музее Вооруженных Сил, где, как мы знаем, хранится и Знамя Победы.

После войны перед М. Егоровым стоял выбор, что делать дальше, все-таки как-никак Герой Советского Союза. Он мог, конечно, пойти учиться в любое высшее учебное заведение. Мог переехать в Москву, найти себе какое-нибудь тепленькое местечко и жить себе преспокойненько. Но, нет,
Егоров был не из тех, кто отлеживался на печи, он выбрал себе другой, более тернистый путь.

Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство. А это была очень трудная задача, т. к., по сведениям Руднянского мемориального музея, район представлял собой огромное пепелище. В период оккупации гитлеровцами было сожжено 59 деревень, расстреляно, сожжено и повешено более 3,5 тыс. человек. Сам районный центр был разрушен полностью. Из почти 7,5 тыс. человек, проживавших в городе до войны, осталось всего 1526. Из 832 домов уцелело всего 116.

В такой ситуации земляки и доверили Михаилу Егорову возглавить сначала колхоз «Красный маяк», а затем и колхоз имени Молотова...

Егоров не гнушался никакой работой. Был даже заведующим базой «Заготскота». Затем учеба в Смоленской партшколе. А после ее окончания в 1954 году переехал с семьей в Рудню, где работал диспетчером на молокозаводе. В 1961 г. по состоянию здоровья ему назначили персональную пенсию союзного значения.

О многом можно узнать, посетив музей Героя, где бережно хранятся под стеклом книги: В. М. Шатилова — генерал-лейтенанта, командовавшего 150-й стрелковой дивизией, Ф. М. Зинченко — командира 756-го полка, С. А. Неустроева — командира батальона, Я. И. Макаренко — военного корреспондента «Правды», бравшего 2 мая первое интервью у Егорова, высказавшего замечательную мысль: он и Кантария только водрузили Знамя Победы, которое к стенам рейхстага нес весь советский народ.

Названия этих книг говорят сами за себя
«Знамя Победы», «Штурм рейхстага», «В дни Победы». Фотографии на стенах музея: Егоров с Жуковым, Егоров с Гагариным... На почетном месте в музее стоит старенькая гармонь «Тула». На ней Егоров играл в победные майские дни на ступеньках рейхстага.

20 июня 1975 г., когда М. Егорову было всего 52 года, он погиб в автомобильной катастрофе и был похоронен со всеми подобающими воинскими почестями в Смоленске в сквере Памяти героев у Вечного огня, зажженного когда-то им самим. Факел с Вечным огнем был доставлен из Москвы, с могилы Неизвестного солдата, в сентябре 1968 года в честь 25-летия освобождения Смоленска, почетным гражданином которого был и остается М. А. Егоров.

Память о Михаиле Алексеевиче живет. И большая заслуга в этом его земляков, которые открыли в День Победы в Смоленске и Рудне два бронзовых бюста Герою Советского Союза, Знаменосцу Победы и достойнейшему сыну своего Отечества Михаилу ЕГОРОВУ.

P. S. К глубочайшему сожалению, через несколько лет после написания статьи Тамары Михайловны Егоровой не стало...

Читайте также: «ВЛАСОВ – это ШТИРЛИЦ?»

Прочитав статью, нажмите лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно. Подписка на «USSR&Russia» приветствуется!

!!! Поддержать не только канал «USSR&Russia», но и братьев наших меньших можно с помощью ЮMoney

Не забывайте подписываться на мой Ютуб-канал!