Найти в Дзене

Хотите купить новую примочку? ГАС уже внутри - лечим!

Здарова.

В последнее время мы с вами всё больше говорим об общемузыкальных темах, о том, как НЕ заработать музыкой, о том, что делать, чтобы вообще хоть куда-то двигаться. Но поскольку основная тема канала – всё таки гитаризм, то хотелось бы поговорить о более «гитарных» вещах. Так что сегодня мы обсудим насущный вопрос, который гитаристов касается в особенной степени.

Тема гитарных усилителей, процессоров и плагинов до сих пор вызывает нешуточное бурление известной субстанции практически везде, где количество гитаристов превышает единицу. Одна каста гитаристов не признаёт ничего, кроме больших ламповых усилителей, которые непременно должны звучать в кабинеты из 4 динамиков, а лучше – в пару таких кабинетов. Другая – вообще на заморачивается на эту тему, периодически достаёт из под кровати маленький комбик и рубает в удовольствие. Каждый из них по-своему прав, хотя общего языка они, как правило, найти не могут. Что ж, тогда и я вставлю свои 5 копеек.

Мой гитарный путь начался с гибридного усилителя Marshall AVT50, подаренного моему брату на 18-летие. Его «гибридность» заключается в наличии лампы в схеме предусилителя. Впрочем, как становится понятно из схемы, лампа там – скорее элемент декора, но это уже мелочи. В целом – это транзисторный усилитель. Уже тогда во мне зарождалась мысль, что усилитель звучит «совсем не так, как звучат на записи мои любимые группы». Несмотря на то, что звучал-то он отлично. Так во мне зарождался ГАС.

ГАС (от английского G.A.S. – Gear Acquisition Syndrome) – синдром приобретения оборудования. Широко применяющийся в среде музыкантов термин, обозначающий состояние острого желания что-нибудь купить в надежде получить «то самое, чего не хватает в нынешнем звучании».

Хорошо это, или плохо? Как почти всегда, здесь есть две стороны медали. С одной стороны – это замечательное состояние. Оно активирует ваш творческий поиск «своего звука», который музыканты порой ищут всю жизнь, но так и не находят. Оно создаёт жажду и цель, которая порождает средства. А когда цель достигается – она дарует вам опыт. Если бы не этот синдром, я бы, наверное, до сих пор играл в AVT50 и вряд ли писал сейчас эту статью.

Держу пари, иногда он тоже не прочь обзавестись ещё одной гитаркой.
Держу пари, иногда он тоже не прочь обзавестись ещё одной гитаркой.

С другой стороны, однажды этот синдром может выйти из под контроля. И с этим состоянием однажды столкнётся каждый, кто решил посвятить себя музыке. Настанет день, когда вы уже опробовали и усилители, и процессоры, и множество гитар сменили, и даже до плагинов добрались, но «того-самого» так и не нашли. Тогда-то на вас и нападает депрессия. Что характерно, было бы ошибкой начинающему музыканту считать, что «до этого момента ещё далеко, я ещё даже на лампе не играл». Подобные кризисы в уменьшенном масштабе случаются регулярно и довольно часто. Понаблюдайте за собой. Возникают ли у вас мысли «вот мне бы вот эту педаль, и совсем другой коленкор!»? Что вы делаете в таких случаях? Напишите в комментарии, когда у вас в последний раз случалось такое состояние. Многие музыканты, как ни странно, на какое-то время забрасывают свои инструменты, поскольку игра на том, что есть, вызывает только раздражение от «такого мерзкого гитарного звука». Они начинают искать варианты побыстрее заполучить вожделенный девайс. Однажды они его всё таки получают и… разочаровываются. Я уже писал статью, в которой описывал свои ощущения как раз об этом – вот она, ознакомьтесь. Эйфория, спустя недельку, проходит напрочь, а поскольку новой цели пока нет, наступает самая настоящая апатия. В таком состоянии музыкант абсолютно неработоспособен. И это – причина, почему, несмотря на движущую силу, скрытую в ГАСе, его надо жёстко контролировать. ГАС мешает вам развиваться, как музыкантам.

Итак, что же делать, если вы диагностировали у себя столь неоднозначное заболевание? Если коротко – нужно что-то поменять. ГАС говорит нам, что поменять нужно непременно наш «хардвер», но коль уж мы решили взять его под контроль, то поддаваться нельзя, а взвешивать нужно максимально трезво. Нам с вами не нужно его побеждать. Нам нужно извлечь максимальную пользу из его хороших качеств и максимально снизить влияние плохих. Поддаваясь этому синдрому, я много раз приобретал не очень-то нужные вещи. Конечно, их «ненужность» приходила уже потом. Впрочем, я не расстраиваюсь – я получил опыт, который и помог мне прийти к некоторой гармонии с самим собой. Этим опытом и поделюсь.

  • Стремитесь к разнообразию в своих возможностях. Здесь я имею в виду простоту, с которой вы сможете взять и кардинально поменять ваш звук. Давайте будем откровенны – не каждый из нас может себе позволить менять крутые ламповые усилители, как перчатки. А, между тем, каждый из них обладает своим характером, который будет при нём всегда, какие бы ручки вы ни крутили. И поэтому однажды и он вам надоест – и быстрее, чем вы думаете. Вот почему, на мой взгляд, не очень хорошая идея использовать для домашней игры реальный комбоусилитель. Да и большинство процессоров – тоже, ведь при кажущемся огромном выборе звучания зачастую оно не шибко-то отличается друг от друга. Исходя из этого простой совет – обзаведитесь аудиоинтерфейсом и играйте через VST-обработки. Ещё 5 лет назад гитарный софт не то, что оставлял желать лучшего, а хорошо, если не вызывал рвотного рефлекса. Но цифровые технологии развиваются всё быстрее и быстрее, и современные VST-плагины практически ни в чём не уступают полноценным усилителям. У вас есть огромный выбор бесплатных плагинов, а большинство платных с лихвой окупают свою стоимость. А с точки зрения разнообразия, которое теперь стало ещё и качественным, конкурентов им просто нет.
  • Создайте себе искусственное ограничение. Этот пункт не столь очевиден, но очень действенен. Под искусственным ограничением я имею в виду обстоятельства (помимо финансовых), которые не позволяют так просто взять и сменить звучание. В моём случае это произошло, когда мы с моей первой группой записали первую песню. Мы условились, что альбом должен звучать целостно, не отличаясь от песни к песне по звучанию инструментов. Это и стало моим искусственным ограничением. Да, временами на меня нападало острое желание продать свой Marshall DSL, добавить и приобрести какой-нибудь относительно недорогой Mesa Boogie. Однако это означало бы, что уже проделанную работу нужно начинать заново. Этого не хотелось ни мне, ни моей группе. При этом и стагнировать, испытывая неудовлетворённость звучанием, группа не позволяла – работа должна идти. И, спустя неделю, всё возвращалось на свои места, и я вновь был полон сил на новые музыкальные свершения. Это ещё один аргумент в пользу того, о чём я говорю из статьи в статью – если хотите расти, как музыкант, то в обязательном порядке ищите себе коллектив. Желательно, чтобы люди в нём были опытнее вас и сильнее, как музыканты – вы сами не заметите, как довольно быстро подниметесь на их уровень.
Цените то, что у вас есть, ведь для кого-то это - мечта. Когда я продавал этот стэк, я не мог представить себе, что совсем скоро о его продаже буду жалеть сильнее, нежели о чём-либо другом.
Цените то, что у вас есть, ведь для кого-то это - мечта. Когда я продавал этот стэк, я не мог представить себе, что совсем скоро о его продаже буду жалеть сильнее, нежели о чём-либо другом.
  • Периодически давайте ГАСу волю. Как я уже говорил, важно сохранять всё то полезное, что он может дать. Поэтому, когда ваш альбом уже записан, выдохните и поменяйте уже ваш злосчастный усилитель на что-нибудь другое. Главное – не забудьте приступить к новому творчеству, иначе спустя небольшой промежуток времени всё повторится. Главное здесь – сохранить адекватность. Не стоит скупать всё подряд, лишь бы что-то новое. Будьте внимательны и избирательны в выборе. Случаются ситуации, когда ГАС отступает, если, прослушав пару усилителей, вы понимаете, насколько всё таких хорош ваш Хайват.

Вот такие три нехитрых правила поведения помогают мне свести к минимуму ситуации, когда недовольство звуком приводит к апатии и срывает работу. Впрочем, помните – ГАС победить невозможно. Его следует принять, как данность и уживаться с ним, находя в нём дороги для вашего собственного творческого пути. Так что поменьше забивайте себе голову и побольше творите и играйте на гитарах. На этом, пожалуй, и закончу. Если было полезно или, хотя бы, интересно – ставьте лайк, этим вы окажете неоценимую помощь каналу. Пишите в комментарии свои истории, высказывайте мнения, а также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

Счастливо!