Найти в Дзене
MAD TOSBY

ММКФ 2021: «Равнодушные»

Фото ©️ ММКФ
Фото ©️ ММКФ

В кон­курсе 43-го Мос­ков­ско­го меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя — «Рав­но­душ­ные». Об эк­ра­низа­ции ро­мана Аль­бер­то Мо­равиа, свя­зи с пь­есой Че­хова и неп­ростых се­мей­ных от­но­шени­ях рас­сужда­ет Ксе­ния Мас­ленни­кова

Но­вый фильм Ле­онар­до Гу­эр­ра Се­рань­оли «Рав­но­душ­ные» (2020) яв­ля­ет­ся эк­ра­низа­ци­ей од­но­имён­но­го ро­мана италь­ян­ско­го пи­сате­ля Аль­бер­то Мо­равиа. Дей­ствие пе­рене­сено в на­ше вре­мя. Се­мей­ный бюд­жет семьи Ма­ри­аг­ра­ции Ар­денго стре­митель­но приб­ли­жа­ет­ся к ну­лю. Уш­лый лю­бов­ник Ма­ри­аг­ра­ции, Лео (у ко­торо­го, к сло­ву то­же с фи­нан­са­ми не всё глад­ко), ре­ша­ет вы­тянуть у семьи пос­леднее — их квар­ти­ру.

С са­мого на­чала фильм да­ёт де­ликат­ную и ор­га­нич­ную эк­спо­зицию глав­ных ге­ро­ев, по­казы­вая си­ту­ации, в ко­торых чёт­че все­го об­ри­совы­ва­ют­ся ха­рак­те­ры и от­но­шения меж­ду пер­со­нажа­ми. Но нас­коль­ко они ис­крен­ни — ещё боль­шой воп­рос. От­но­шения меж­ду чле­нами семьи и их близ­ки­ми — ог­ромный по­роч­ный круг, где все лю­бят од­них, а спят с дру­гими. Все, кро­ме Кар­лы, ос­та­ющей­ся вер­ной сво­им убеж­де­ни­ям и не бо­яща­яся их по­казать (Кар­ла ув­ле­чена стри­мин­гом, ко­торый её мать всерь­ёз не вос­при­нима­ет), в то вре­мя как её родс­твен­ни­ки су­щес­тву­ют в кар­на­вале ли­цеме­рия, где ес­тес­тво прик­ры­ва­ет­ся кра­сивой мас­кой.

По­мимо ос­но­вы, соз­данной из од­но­имён­но­го ро­мана Мо­равиа, в филь­ме уга­дыва­ют­ся и дру­гие ли­тера­тур­ные кон­но­тации, а имен­но от­сылка к «Виш­нё­вому са­ду» Ан­то­на Че­хова. Сле­дя за пос­тупка­ми и по­веде­ни­ем глав­ной ге­ро­ини, не­воль­но мож­но вспом­нить че­хов­скую Ра­нев­скую, толь­ко вмес­то са­да на ко­ну сто­ит квар­ти­ра, в ко­торой про­жива­ет се­мей­ство Ар­денго. Фильм «Рав­но­душ­ные» со­еди­нил в се­бе италь­ян­ский ро­ман и рус­скую пь­есу, на­чало XX ве­ка и сов­ре­мен­ность. Этот син­тез прек­ра­сен и ор­га­ничен. А кар­ти­на ещё раз под­твержда­ет те­зис о сме­ня­емос­ти эпох, но не душ че­лове­чес­ких.