Найти тему

Мульфильм о смерти, призвании и смысле жизни - Душа (рецензия)

Джо музицирует
Джо музицирует

Вчера посмотрел мультфильм "Душа" режиссёра Пита Доктера и Кемпа Пауэрса. Несмотря на то, что рейтинг фильма 6+, он поднимает совсем не детские, философские вопросы о смысле жизни, о смерти (хотя и как-то вскользь), о призвании. Хочу сделать свою попытку поразмышлять на эти темы относительно того, что показано в мультфильме.

(Дальше идут спойлеры)

В главной роли учитель музыки Джо Гарднер, который любит джаз и мечтает стать великим джазистом. С первых минут нам показывают, насколько всё тухло в его жизни - оркестр детей, вверенных ему в обучение, фальшиво музицирует, не изъявляя особого удовольствия от сего занятия, а Джо, с тоскою, наблюдает за происходящем, пытаясь вбрасывать какие-то поучения/советы.

В дальнейшем нам показывают его мать, которая поощряет то, что Джо, наконец, нашел "нормальную" работу с возможностью карьерного роста, только вот Джо, естественно, не радует такая поддержка.

Но вдруг в жизни Джо появляется его бывший ученик - барабанщик, который играет в популярном джаз-бэнде легендарной саксофонистки , куда он и зовет Джо в качестве пианиста. Джо приходит, начинает играть на фортепиано, испытывает состояние потока (затем на этом в мультфильме будет сделан акцент) и его приглашают сыграть на следующем концерте этого джаз-бенда.

Джо, конечно же, в полном восторге - ведь сбылась его мечта! Он, окрыленный этим чувством, мчится домой и... погибает, упав в канализационный люк. Если бы я снимал кино, я бы на этом и закончил - пусть зрители сойдут с ума от непонимания, негодования и других прекрасных эмоций. Но в мультфильме "Душа" Джо попадает в потусторонний мир. Я не знаю, является ли этот мир плодом фантазии автора или в какой-то из религий или теорий он, действительно, существует, но суть его в том, что есть Великое До и Великое После. Джо, понятное дело, направляется в Великое После, которое показывают нам в виде большого клуба света, похожего на звезду. Испытав ох****ние от того, что он сейчас превратится в НИЧТО, а на кону стоит его мечта - концерт в легендарном джаз-бэнде, Джо, мечась в истерике, проваливается в Великое До.

Барабанщик барабанит
Барабанщик барабанит

Великое До - это очень странное место. Там пасутся ещё не родившиеся души. Местные надзиратели определяют их судьбу и характер, наделяя их определенными чертами - оптимистичностью, пессимистичностью и другими. Затем, остаётся один незаполненный пазл, который должны заполнить некие наставники (где-то вычитал сравнение их с нынешними бизнес-тренерами), задача которых помочь неродившимся душам найти их призвание. После того, как пазл заполняется, душа получает пропуск и ныряет прямиком на Землю, чтобы родиться.

Так вот, Джо быстро смекнул что к чему, да и нырнул на Землю, но не сработало - его телепортировало назад. Не долго думая, его нашли и наняли наставником, где вверили ему душу 22-ю, которая долгое время не может найти своё призвание - ничего ей не нравится.

Джо уговаривает ее помочь ему вернуться на землю, что и получается в итоге, но с некоторым нюансом - душа 22-я вселяется в тело Джо, а он - в кота. Спустя некоторые совместные приключения, Душа 22-я понимает, что Жить Здорово! и, разругавшись с Джо-котом, бежит от него и... вновь гибнет, упав в подземном переходе башкой об пол. Они телепортируются в Великое До, где оказывается, что у 22-й заполняется последний пазл - то есть она получает пропуск на Землю. Она отдаёт его Джо и бежит восвояси.

Тун-ту-дун
Тун-ту-дун

Джо ныряет на Землю, чтобы всё-таки уже сыграть на столь желанном концерте. Играет, получает овации, но не испытывает каких-то сильных эмоций (ещё бы после такого трипа в потустороннем мире испытывать эмоции от чего-либо земного). Понимает, что был не прав по отношению к 22-й, возвращается в Великое До (там есть один чувак, который ему в этом помогает - просто держу в курсе), чтобы отыскать 22-ю и вернуть ей пропуск на работу.

22-я оказывается Заблудшей Душой. Это такие души, которые зациклились на чем-то - на каком-то действии или на какой-то мысли. 22-я, в свою очередь, зациклилась на том, что она никчемная и ей никогда не прожить нормальную земную жизнь, так как она так и не нашла своего призвания. Джо удаётся уговорить её взять пропуск и нырнуть на Землю, что она и делает. А самому Джо дают шанс дожить свою земную жизнь, избежав Великого После.

Саксофонистка
Саксофонистка

В общем-то здесь мы плавно переходим к некой морали - оказывается, что никакого призвания-то и нет. Через "призвание" 22-й нам хотят показать смысл жизни в целом - просто Жить, радоваться простым, доступным всем вещам, ловить кайф от самой обычной работы и тому подобное. А гонка за каким-то призванием, как нам показывают на примере Джо, приводит к тому, что мы не заметим, как мимо нас пронесется вся жизнь со всем прекрасным, что в ней есть, а желанная мечта, даже если её достигнешь, окажется не такой уж и радостной.

Безусловно, тема спорная. Как некое НО в сюжет вкраплены те самые Заблудшие Души, одной из которых выступает офисный сотрудник, который зациклился на скучной работе и, как работ, просто выполнял рутинные действия, не испытывая никаких эмоций. Когда его Заблудшую Душу "освободили", он смахнул со стола компьютеры с графиками и, радостный, сбежал вон. То есть, хотя и надо радоваться простым вещам и любить свою работу, какая бы она не была, у тебя всё равно есть шанс стать Заблудшей Душой, так что как-то балансируй :)

Не очень понял идею Великого После. Нам так и не показали, что стоит за ширмой. После того, как душа рассеивается в этом огромном клубе света, происходит что? Ничего? Или там есть какие-то ещё процессы? Неясно.

В общем-то мультфильм заставляет подумать, сильно не навязывая какую-то определенную точку зрения. Тем более, что она не вытекает напрямую. Так что я остался доволен.