Во второй половине июня 1921 года по линии разведки ВЧК было получена информация о том, что 13-16 июня того года в гостинице «Брюль» в Варшаве в условиях строгой секретности состоялся учредительный съезд новой антисоветской организации «Народный союз защиты Родины и свободы» (НСЗРС).
На съезде присутствовали: представитель польского генштаба Сологуб, глава французской военной миссии майор Пакейе, представители английских и французских спецслужб, петлюровский генерал-хорунжий Юрко Тютюнник.
Главой новой организации стал небезызвестный ВЧК Борис Викторович Савинков. Главной задачей новой организации являлось подрывная работа против Советской власти, от разведки и агитации до диверсий и политических убийств. Спецслужбы Великобритании и Франции выделили на деятельность новой организации крупные суммы денег.
Особое внимание савинковцы уделяли областям Западной Белоруссии. Сюда часто заезжали савинковские эмиссары, пытаясь вербовать антисоветски настроенных жителей в свою организацию и создавать местные ячейки НСЗРС.
Одним из тех, кого савинковцы обрабатывали, надеясь вовлечь в свои ряды, стал Эдуард Оттович Опперпут, помощник начальника штаба войск внутренней охраны Западного фронта. Твердых политических убеждений Опперпут не имел, в Красной Армии служил, так как больше ничего, кроме военного дела не знал и ничего более не умел. Был он однако недоволен тем, что служба в Красной Армии не дает ему возможности вести красивую и шикарную жизнь, о которой он мечтал. Эту особенность характера Опперпута решили использовать для вербовки красного командира савинковцы. Контакты с Опперпутом эмиссары Савинкова начали налаживать еще в октябре 1920 года. Бывший сослуживец Опперпута Гельнер с помощью бывшего офицера Заржевского завербовал Опперпута и просил подбирать нужных лиц среди командиров Красной Армии. Опперпут в надежде получить в будущем серьезные деньги начал разворачивать свою деятельность. Ему удалось привлечь на свою сторону еще ряд бывших офицеров, которые служили командирами в Красной Армии.
В 1921 году Опперпута переводят на новую должность. Он был назначен на должность начальника Минского укрепрайона. К тому времени Гельнер, действуя в подполье, создал в Белоруссии губернскую организацию НСЗРС.
С появлением Опперпута в Минске Гельнер, штаб которого находился в Гомеле, принял решение отправить Опперпута в Варшаву. Во-первых, на Опперпута посмотрит сам Савинков, а во-вторых, как человек, не вызывающий подозрений у советских властей, Опперпут сможет провезти в Гомель листовки для пропаганды. Гельнер считал, что если распространять листовки нужного содержания, то НСЗРС в Белоруссии значительно расширит свои ряды.
Опперпут не возражал. Взял отпуск, пересек границу на плохо охраняемом участке и вскоре был в Варшаве. Здесь выяснили его личность (казачий есаул и сотрудник французской армии), после чего представили Савинкову.
Савинкову Опперпут понравился. Опперпута снабдили инструкциями, деньгами и дали с собой 80.000 листовок.
Идея распространять листовки в Гомеле привела к крупным провалам савинковцев. Гомелевская губчека быстро вычислила лиц, которые распространяли или хранил у себя листовки. Пошли аресты.
Благодаря листовкам вышли на группу командиров Красной Армии - бывших офицеров, участников шпионской организации и произвели среди них аресты.
Командир запасного батальона Щерба, военрук Максимов, военврач Моисеева, военный комендант города Чибирь, военспец Корсунский и другие попали в руки ЧК лишь потому, что у Гельнера был зуд бестолковой административной суеты.
Из Гомеля ниточка потянулась в Минск, и вскоре Эдуард Оттович Опперпут был арестован и стал работать на ВЧК (но это совсем другая история).
(Источник: Т. Гладков, Н. Зайцев)