Найти тему

День сорок шестой Великого Поста

Оглавление

Книга пророка Исайи, Глава 50, стихи 4-11

04 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.
05 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.
06 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
07 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
08 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.
09 Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.
10 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем.
11 Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами,- идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете.

При чтении сразу вспомнилась мудрость "неизбежное прими достойно". На мой взгляд, отрывок призывает нас в любой ситуации, в любых мучениях и страданиях помнить о том, что это - часть замысла Всевышнего. Душе нужно пройти через это, чтобы постичь что-то. Открыть для себя некоторые глубины, которые без импульса в виде страданий остались бы непонятыми. Шаги, которыми мы идем в жизни, могут объединяться в совершенно разные пути, но вот контрольные точки должны быть. Нередко нужно пережить что-то, чтобы стать максимально готовым к новому этапу жизни. Пример нам был показан в Страстную Пятницу - Христос дал понять человечеству, что в смирении и принятом унижении и пытках может быть куда больше силы, чем в постоянном бунтарстве и поиске справедливости в привычном нам понимании, если за событиями кроется замысел Бога.

Иеремии, Глава 11, стихи 18-23, Глава 12, стихи 1-4; 9-11; 14-15

18 Господь открыл мне, и я знаю; Ты показал мне деяния их.
19 А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: "положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось".
20 Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
21 Посему так говорит Господь о мужах Анафофа, ищущих души твоей и говорящих: "не пророчествуй во имя Господа, чтобы не умереть тебе от рук наших";
22 посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода.
23 И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их.
Глава 12
01 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?
02 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их.
03 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения.
04 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет".
05 Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?
---
09 Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его.
10 Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью;
11 сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу.
---
14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их.
15 Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его.

Мы, как правило, не слышим пророков в нужное время - слишком увлечены собственными грехами. Да и тяжело довериться. Казалось бы, Иеремия проповедовал весьма правильные вещи, и чем это обернулось? Попыткой отравления... История повторяется вновь и вновь. Господа попросту не слышал через пророков, поэтому пришлось Христу самому принять эти страдания и аналогичное предательство за проповедование обращения к Богу, также от сердца, а не только по делам. Занятно также и просматривать реакцию пророка на предателей - никаких вопросов "почему я", "за что" и т.д. Это смиренное принятие реальности и положения вещей с вопросом о справедливости, тягой разобраться в ситуации и найти объяснение, почему это вероломные и отступившие от Бога люди живут в таком достатке. Думаю, всем нам стоит принять такие уроки смирения и понять простую и одновременно сложную истину - всему свое время.

Книга Исход, Глава 19, стихи 10-19

10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,
11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;
12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;
13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору.
14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.
15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.

В отношениях человечества и Создателя наступает кульминационный момент - создание договора, по которому дальше следует жить. Очень мудро было заранее предупредить людей и подготовить к этой встрече.

Долгое время люди создавались и направлялись, подготавливались к этой встрече - ранее это было рассказано в книге Бытия. Поразительно, что здесь же вплетаются чисто бытовые моменты - некоторая подготовка к встрече - дресс-код (вымыть одежду) и правила безопасности (не подходить к горе). Все это вместе позволило создать этот свод правил, которому человечество должно следовать, чтобы быть с Богом. Как мы знаем, с Новым Заветом эти правила несколько трансорфмировались, одновременно упростились и усложнились.

Книга Иова, Глава 38, стихи 1-23, Глава 42, стихи 1-5

01 [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал:
02 кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
03 Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
04 где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.
05 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
06 На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,
07 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
08 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,
09 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,
10 и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,
11 и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?
12 Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,
13 чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,
14 чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,
15 и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?
16 Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?
17 Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?
18 Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.
19 Где путь к жилищу света, и где место тьмы?
20 Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.
21 Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.
22 Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,
23 которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?
Глава 42
01 И отвечал Иов Господу и сказал:
02 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
03 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
04 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.
05 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;

Многие из нас были в ситуациях, когда посланное нам испытания воспринимается не как шанс или возможность проявить свое рвение и смирение, а как наказание за какие-то действия в прошлом или даже будущем.

А этот отрывок нам как раз и показывает, что беды случаются и с праведниками и всему этому можно найти объяснение. А можно и не искать, как в данном случае. Согласно Сократу, все знания уже заложены в нас, причем с самого рождения. А в процессе жизни эти знания могут быть извлечены с помощью правильно поставленных вопросов. Называется это майевтикой. На мой взгляд, именно это и происходит между Иовом и Создателем - вместо ответа на вопрос Иову задается последовательно несколько вопросов, после которых приходит знание о роли этих страданий в этом случае. А главное - приходит смирение.

Иов не усомнился в своей вере, не перестал быть праведным, а поэтому смог принять случисвшиеся обстоятельства. Думаю, мне стоит поучиться этому.

Евангелие составное

Евангелие от Матфея, Глава 26

01 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
02 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
03 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
04 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
05 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
06 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
07 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
08 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
09 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

Евангелие от Иоанна, Глава 13

03 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
04 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
05 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
06 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
07 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
08 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
09 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Евангелие от Матфея, Глава 26

21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Евангелие от Луки, Глава 22

43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

Евангелие от Матфея, Глава 26

40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Евангелие от Матфея, Глава 27

01 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
02 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Достаточно длинный отрывок для одного чтения. Очень много дум и эмоций вызывает. Тут раскрывается история одного из главных таинств - Причастия. Явление Ангела только указывает верность пути и приободряет Христа перед нелегким испытанием. Подчеркивается мысль из ежедневной молитвы - "да будет воля Твоя". В очередной раз обличается ничтожность плоти перед духом.

В детстве у нас в семье было понятие чистого четверга - обязательно нужно было уделить чуть больше внимания гигиене, чем в остальные дни. Опять же здесь раскрывается история и этого понятия.

Христос показывает пример жизни, а не просто наставляет учеником словами - он показывает конкретные действия - символичные, характерные. Показывает положительный пример своими действиями, и пример отрицательный - выбранными учениками. То, что они пережили, навсегда отпечаталось в истории, и очень тяжело было бы оказаться в хоть сколько-то подобной ситуации. Но я упорно продолжаю подрывать доверие окружающих своими поступками. Нужно стараться вылечить жизнь от поступков, за которые стыдно перед Богом.