Эффект оплошности – любопытное явление из социальной психологии, которое заключается в том, что привлекательность человека, допустившего ошибку, увеличивается или уменьшается в зависимости от его компетентности и дальнейшего поведения. Проще говоря, несовершенные люди, которые допускают ошибки и признают это, кажутся нам более привлекательными.
Данный эффект впервые был описан американским психологом Эллиотом Аронсоном в 1966 году. Изучался он (эффект, не психолог) долго и со всех сторон. Проводились всевозможные эксперименты, дабы выявить влияние на проявление и интенсивность этого эффекта со стороны различных факторов – пола, самооценки, серьезности ошибки и т.д.
По итогам экспериментов выяснилось, что, когда серьезная ошибка совершается компетентными или «близким к совершенству» человеком – это повышает его привлекательность в глазах окружающих, а вот когда аналогичную ошибку допускает посредственный человек – его привлекательность неизменно падает.
Этот эффект, кстати, активно используется в маркетинге, именно благодаря ему продаются товары с дефектами по заниженной цене. Если продавец честно сообщает о дефекте, а покупатель имеет достаточно низкий уровень концентрации в этот момент, то с высокой долей вероятности покупка таки состоится.
Лично мне этот эффект даже нравится, т.к. пусть и не всегда, но довольно часто он помогает нам заглушить нашего внутреннего самокритикуна, который, уверена, есть у многих, и поверить в то, что быть несовершенным – абсолютно нормально.
А вы наблюдали на себе действие эффект оплошности? Делитесь в комментариях