Если говорить о Pink Floyd, 1990-е годы, можно сказать, почти что и не существовали. Работа над их единственным альбомом, который вышел в это десятилетие, началась в январе 1993 года. Группа теперь состояла из трех человек – Ник Мейсон, Рик Райт и Дэвид Гилмор, а на замену Роджеру Уотерсу пришел Гай Пратт. Будучи известным бас-гитаристом, работавшим с Мадонной и Майклом Джексоном, он не просто выступил как временный музыкант для записи альбома, но прямо повлиял на настроение некоторых композиций.
На протяжении записи новой пластинки атмосфера оставалась приятно спокойной. Группа освободилась от тяжб, поскольку долгие дебаты с Роджером через посредство профессиональных юристов наконец закончились. Pink Floyd снова действовали как единая группа. Первые записи делались в старой студии группы «Британия-Роу» - которая теперь была мало похожа на жуткий бункер времен «Animals». Все комнаты в ней были перестроены так, чтобы туда попадал солнечный свет, и теперь там имелись более просторные зоны отдыха, чтобы заманивать новых клиентов.
Когда-то, во время записи «Meddle», Рик Райт положил начало монументальной композиции «Echoes» случайно выданным звуком на синтезаторе. Точно так же он дал старт альбому «Division Bell», тренькая по клавиатуре. Из этой импровизированной сессии извлекли три потенциальных композиции, включая одну фортепьянную часть. Так появились ядра композиций «Cluster One» и «Marooned». На сей раз Рик испытывал большую интегрированность в процесс, особенно после записи «Momentary Lapse». С ним снова было приятно работать.
Песни прошли существенный процесс отсеивания. Материала была уйма, так что (как это порой бывало раньше) никакой отчаянной потребности в нем не было; вместо лихорадочного поиска группа получила возможность просто сосредоточиться на развитии идей. Также они установили предельно демократичную систему, когда Дэвид, Рик и Ник ставили каждой песни отметки по десятибалльной шкале независимо от того, кто произвел данную вещь на свет. Все это сработало предельно гладко, если бы Рику не пришлось неверно истолковать демократические принципы, лежащие в основе системы голосования. Он просто наградил все свои песни десятибалльными оценками, тогда как все остальные получили нули. Это привело к тому, что все композиции Рика с самого начала получили десятибалльное превосходство, и новый альбом стал стремительно становиться по существу опусом Рика Райта.
Финальные стадии работы над альбомом включали в себя весьма мучительное придумывание названия и дизайна конверта. Выбор названия в очередной раз стал проблемой. Даже к январю 1994 года никто не пришел к соглашению. Дэвид предпочитал «Pow Wow», Нику нравилось «Down to Earth». Помощь оказалась под рукой в виде достаточной крупной фигуры Дугласа Адамса. Будучи автором «Автостопом по галактике», Дуглас также являлся любителем игры на гитаре и фанатом Pink Floyd. В самые отчаянные моменты он мог проявить чудесное чувство юмора. Дуглас принял участие во множестве дискуссий по поводу названия альбома.
Однажды вечером, за столом, группа согласилась сделать взнос на благотворительность по выбору Дугласа, если он придумает название альбому, которое им понравится. Дуглас немного поразмыслил, а затем предложил название «The Division Bell». К немалой досаде музыкантов, это словосочетание уже присутствовало в существующих текстах песен: на самом деле, стоило только внимательнее их прочесть.
Наконец-то, вооруженный названием, Сторм Торгерсон явился к группе с широким разнообразием идей, и в результате они сошлись на концепции пары голов, сливающихся в одну на манер визуальной иллюзии. Торгерсон знаменит тем, что всегда настаивает на производстве вещей в реальности, нежели задействовании каких-либо фокусов, так что головы (после самых разнообразных попыток окончательно сконструированные из камня и металла) были помещены на подходящее поле где-то поблизости от Или.
На месте фотосъемок вид был просто поразительный. Головы торчали прямо из болотистой почвы. Одной из самых крупных проблем было спрятать их от прессы, которая наверняка мечтала опередить выход альбома. Тогда был совершен набег на магазины по продаже списанного военного оборудования, в результате которого фотографы приобрели кучу камуфляжной сетки для довольно-таки робкой попытки замаскировать головы. Тот факт, что прессе не удалось заполучить на них эксклюзив, объясняется либо переоценкой интереса к альбому, либо ледяными ветрами, которые задувают на восточное побережье из самой Сибири.
Тем временем группа развивала масштабное сценическое шоу. Они снова отказались от больших видеоэкранов, не имея традиции щеголять перед зрителями показом своих крупных планов. Первоначальный дизайн включал лежащую на земле полусферу, которая затем раскрывалась, обнажая сцену. Этот вариант пришлось отбросить, когда стало ясно, что подобная структура, пусть даже предельно изящная, потребует удаления всей публики из зоны непосредственно перед сценой. Финальная версия был разработана через посредство некоторого числа достаточно сложных моделей, но даже эти модели не сумели раскрыть определенные трудности, впоследствии возникшие при работе с реальной конструкцией.
Когда сцена оказалась полностью сооружена, группа обнаружила, что из-за множества уровней, ниш и альковов, которые они соорудили, не все музыкант могли видеть друг друга. Для обеспечения контакта им требовались либо видеоэкраны, либо экстрасенсорное восприятие. Ввиду невероятного количества люков так также царил сущий кошмар в плане техники безопасности.
Тем временем, световая техника, которую Pink Floyd использовали во время тура «Division Bell» стала самой мощной и яркой за всю их историю. Лазеры, использованные во время тура, могли расщеплять свет на разные цвета, а выдавать обычные зеленый.
По окончании записи Pink Floyd наметили самый грандиозный в своей истории тур по стадионам США. Однако, поскольку никто из группы не был футбольным фанатом, они упустили из виду достаточно важный фактор: тур 1994 года совпадал по времени с проведением в США чемпионата мира. Это означало, что определенные стадионы не только оказывались недоступны в критически важные даты, но также и то, что на них даже нельзя было подать более раннюю заявку, чтобы не дай бог не повредить драгоценный газон. Вместо изящного маршрута тура, который себе представляла группа, получилось то, что мог бы произвести на свет человек, швыряющий дротики в карту США с закрытыми глазами.
Реальные гастроли закончились 25 сентября 1994 года. Однако, в октябре группе предстояло дать еще несколько представлений в «Эрлс-Корте», одной из их любимых концертных точек, месте с особым колоритом, в самом сердце Лондона. Во время представлений в этой концертной точке очень неожиданным гостем оказался Боб Клоуз, которого группа не видела со времен студенческой группы «The Tea Set» в середине шестидесятых…
Хотя в то время концерты в «Эрлс-Корте» стали просто концом очередного тура, на самом деле они отметили прекращение активности Pink Floyd. В течение следующих десяти лет они выпустили «живой альбом» и видео, оба под названием «Pulse», основанные на материалах тура, а также различные антологии и переделки старой работы в новых форматах. Однако они больше не гастролировали и не выпускали нового материала.
Официально ни о каком распаде группы речи не шло. Просто музыканты не хотели ввязываться в новые масштабные гастроли или запись альбома, полного инноваций – несмотря на то, что еще осталось множество вещей, которых ни никогда не делали. К примеру, идея Дэвида о записи единственного акустического концерта так и не была развита. Pink Floyd так и не выпустили записи в стиле эмбиент, оставшиеся от сессий к альбому «Division Bell». Однако, в 2002 году произошло событие, которое стало не просто постскриптумом, но самой лучшей из развязок в истории группы. Об этом событии – в следующей, последней статье из нашего цикла о Pink Floyd.