В третьем классе православной гимназии начался урок «Основы православной веры». Сегодня тема урока – русские святые воины. Ребята должны были подготовиться дома, а в классе будет обсуждение подвигов Александра Невского, Дмитрия Донского, святых монахов Пересвета и Родиона Осляби, великого святого флотоводца Фёдора Ушакова. Лариса Сергеевна педагог молодой, третий год только преподаёт в православной гимназии. Этот третий «А» класс она ведёт с самого своего первого дня. В классе всего 12 ребят, большинство послушные, умные дети, так интересно с ними работать! Вот девочки Наташа и Лена круглые отличницы и поведение примерное у них. Несколько мальчиков хорошистов, любознательных, и на Литургию перед уроками никогда не опаздывают и на переменах ведут себя как подобает ученикам православной гимназии. Ко всем ученикам хорошо относится Лариса Сергеевна, но без любимчиков всё равно не обойтись.
Сердце учительницы принадлежит троечнику Павлику. Откровенно говоря, тройки ему молодой педагог иногда ставит не объективно, завышая оценки. Павлик большой, красивый мальчик. Он очень добрый и поэтому любим всеми одноклассниками. Но с памятью у ребёнка проблемы, поэтому и учится не очень хорошо, а по некоторым дисциплинам и совсем неудовлетворительно. По словам родителей Павлика, родился он сильно недоношенным, отсюда и проблемы с памятью, способностью к письму и чтению. Доктора обещали, что при соответствующем лечении и специальных упражнениях всё скорректируется, но видно время ещё не пришло. Особенно плохи дела у ребёнка как раз по этому предмету –«Основы православной веры», который Ларисе Сергеевне предстояло провести сегодня.
Нынешняя тема очень интересная, и ребята молодцы так хорошо рассказывают об Александре Невском, как громил он со своим войском «псов рыцарей», как тонули они на Чудском озере. Многие ребята даже фильм 1938 года, знаменитого С. Эйзенштейна с родителями посмотрели. Но, как и предполагала учительница особенно много рук поднялось, когда подошли к подвигу наших ратников на Куликовом поле и поединку между славным Пересветом и могучим татарином Челубеем. Мальчишки наперебой даже со своих мест выкрикивали подробности этой битвы, какие копья были у всадников, как одновременно упали они замертво на поле брани. Как искали среди мёртвых князя Дмитрия, а он чудесным образом оказался живым. Даже рассказали о том, как перед Куликовской битвой Дмитрию Донскому было дано видение, которое «угрело» сердце полководца, предсказав победу. А отличница Наташа поведала, что на этом месте построен был Угрешский монастырь, и она была там на экскурсии вместе с родителями.
Павлик тоже отчаянно тянул руку, но учительница сознательно обходила его вниманием, опасаясь, что мальчик, как всегда, что-то перепутает и вызовет смех одноклассников, а при такой серьёзной теме это было недопустимо. Сам Павлик тоже, конечно, расстроится. Много раз Лариса Сергеевна утешала своего любимчика, который после очередного конфуза плакал, спрятавшись в раздевалке. Она рассказывала мальчику, что великий русский святой, преподобный Сергий Радонежский в детстве тоже долгое время не мог одолеть грамоту, плохо читал, но всё время молился, чтобы Господь увидел его беду и помог. И Господь помог отроку Варфоломею…Вот и Павлику обязательно поможет, надо только верить.
Вся тема была исчерпана, до звонка оставалось 10 минут, а Павлик продолжал тянуть руку. Лариса Сергеевна сжалилась над любимым учеником и спросила:
- Павел, что ты хочешь ещё добавить?
Павлик поднялся из-за своей парты и сказал громко:
- А я знаю ещё 28 святых русских воинов!
Учитель удивлённо вскинула брови:
- И кто же они, Павлик?
- Это 28 панфиловцев!
- Павлик, они герои, но не причислены к лику святых, ты ошибаешься, - уверенно сказала учительница.
- Нет, Святые, - упрямо повторил ученик и в его голосе послышались слёзы. – Мне мама сказала, что все, кто погиб за Родину, все герои и Святые. Если бы нас немцы победили, тогда не родились бы мои бабушки и дедушки, и мои мама и папа, значит и я бы не родился…- Павлик осмотрел класс. – Тебя, Вовка, тоже не было бы, и Наташа тоже бы не родилась.
Класс зашумел, загалдел, кто-то засмеялся над очередной глупостью, которую сморозил Павлик.
- Тихо! – скомандовала учительница. – Павлик, - обратилась она к мальчику, когда воцарилась тишина. - Выйди к доске и расскажи нам всё, что ты знаешь об этих героях.
Павлик вышел к учительскому столу и начал свой рассказ.
- Эти солдаты назывались панфиловцами потому, что командир их дивизии был генерал–майор Иван Васильевич Панфилов. Осенью 1941 года фашисты рвались к Москве. Группа бойцов – истребителей танков, в количестве 28 человек заняли окопы и траншею.
Лариса Сергеевна смотрела на своего ученика и не могла поверить, что перед ней троечник Павлик, а он продолжал:
-Этот бой происходил у разъезда Дубосеково. Место для боя было выбрано командиром не случайно. Оно прикрывало выход на Волоколамское шоссе, ведущее в Москву.
- А чем солдаты стреляли по врагам? – не утерпел Миша.
- Сейчас я всё расскажу, - всё более воодушевляясь сказал Павлик. - До фронта солдаты были в тылу, в каком городе только я забыл, - ученик с надеждой посмотрел на Ларису Сергеевну.
Кровь бросилась ей в лицо. Она не могла помочь своему любимчику потому, что вообще плохо представляла то, о чём он рассказывает. Всё, что помнила она из школьной программы это 28 панфиловцев у разъезда Дубосекова, а Павлик рассказывает так уверенно, про детали о которых учительница уже давно забыла, а может быть и не знала вовсе. Знала ли она, например, имя и отчество Панфилова, и что он был генерал-майор… А ученик рассказывает так уверенно!
- Ну, они были в тылу…
- А что такое «тыл»? – спросил кто- то.
- Это такое место, - Павлик опять посмотрел на учительницу, надеясь на помощь.
- Ребята, «тыл» - это территория, до которой ещё не добрался враг, правильно, Павел?
- Да, панфиловцы в тылу учились подрывать танки, учились не бояться их пропускать над собой. Ещё изучали, куда нужно выстрелить или бросить гранату, чтобы танк загорелся.
- То есть бойцы изучали наиболее слабые, уязвимые места немецких танков, - радостно подсказала Лариса Сергеевна.
- Да. Уязвимые места, я это слово тоже забыл, - стал оправдываться мальчик.
- Павлик, ты молодец, продолжай, - подбодрила ученика Лариса Сергеевна.
- Паша, давай быстрей рассказывай, - попросил Николай с первой парты.
- Сначала на наших бойцов пошли одни автоматчики, - продолжал Павлик. – Наши подпустили их поближе и открыли огонь. Было убито 70 фашистов, а остальные убежали, но сразу началась новая атака.
Лариса Сергеевна смотрела на класс. Ребята слушали Павлика затаив дыхание.
- На наши окопы теперь двинулось уже 20 танков с автоматчиками. Фашисты разозлились, что первая атака провалилась, и они решили раздавить наших бойцов гусеницами, а наши солдаты не боялись, они много тренировались чтобы не бояться, пропускали танки и потом поджигали их.
- А как это пропускали, а потом поджигали? – спросил Володя.
- Ну ты в кино не видел, что ли? – удивился Павлик.
- Мне родители не разрешают смотреть фильмы про войну, говорят, что они жестокие, - печально ответил мальчик.
Звонок уже прозвенел, но класс оставался на своих местах ожидая команды учительницы, но она медлила.
- Окопы, где сидят истребители танков, они роют сами и делают их глубокими, и когда танк проезжает над окопом, солдата не видно. А потом он выскакивает и кидает гранату в танк. Из 20 танков наши подбили 14, а уцелевшие автоматчики и 6 танков отступили.
- Драпали, только пятки сверкали, - крикнул худенький Николай с первой парты.
- А наших солдат ведь никого не убило? - с надеждой в голосе спросила Наташа.
- Несколько наших солдат уже погибли, некоторые были ранены, - ответил Павлик.
Наташа заплакала. Лариса Сергеевна, спохватившись объявила, что урок окончен, можно идти в раздевалку и расходиться по домам, но ученики зашумели, все вскочили со своих мест и окружили Павлика.
- Ну давай дальше. Что потом было? – раздавалось со всех сторон.
Павлик продолжал всё более уверенно:
- Нашими бойцами руководил офицер, его звали…, - ученик замялся.
- Политрук Клочков, – подсказала учительница.
- Да, да Клочков, - подтвердил возбуждённый Павлик. – Началась третья атака немцев. На наши окопы двигалось уже 30 танков и все они непрерывно палили из пулемётов и пушек! Солдат, которые двигались за фашистскими танками, удалось всех убить и немецкие танки к нашим окопам подошли одни без прикрытия. Этому наши бойцы тоже специально учились в тылу. Командир Клочков был сильно ранен, но он вылез из окопа, взял целую охапку…, ой, связку гранат и пошёл навстречу танку. Он думал только о том, чтобы подойти поближе к танку и взорвать его. Он перед смертью подбил один танк, - Наташа заплакала громче, а Павлик продолжал. - Ещё 3 танка подбили его товарищи. И фашисты не выдержали, они трусливо убежали, а наши бойцы все погибли и все стали Святыми воинами.
- А икона этих Святых есть? – спросила Катя. Павлик растерялся, подумал минуту. Потом бросился к своей парте, достал из ранца толстую книгу и, полистав её немного показал ребятам небольшую картину.
«Подвиг героев панфиловцев» с картины В. Панфилова, прочитала учительница. На картине изображено изрытое снарядами поле, извилистый окоп. Несколько подбитых фашистских танков, огонь, дым. Красноармейцы с противотанковыми ружьями в руках, а на переднем плане политрук Клочков со связкой гранат, готовый к броску под вражеский танк. Ребята замолчали.
- Павлик, какой ты молодец, как ты хорошо всё рассказал. Эти воины, конечно все они герои и не только они. Их, отважных бойцов, было очень много, поэтому мы победили. Будете старше, мы с вами обязательно будем изучать Великую Отечественную Войну.
- Мы сейчас хотим! – решительно сказал Николай. Мы хотим как Паша всё знать о войне.
***
В учительской Лариса Сергеевна рассказала коллегам о своём необыкновенном уроке.
- Вот видишь, Лариса Сергеевна, церковь не причислила героев войны к лику Святых, а Павлик твой причислил. Как сказал Христос, помнишь: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам», так кажется говорится в Евангелии от Матфея, а если сказать проще, устами младенца глаголет истина - заключил пожилой преподаватель истории.
Выйдя на улицу, учительница увидела весь свой класс. Павлик сидел на лавочке с открытой книгой на коленях. Вокруг него толпились одноклассники. Лариса Сергеевна подошла к ребятам и услышала:
- А генерал Панфилов тоже погиб в том бою? – допытывался Володя.
- Нет, он погиб через 4 дня на своём наблюдательном пункте, который был на передовой, - сообщил друзьям Павлик. - А вот немецкие командиры никогда не находились вместе со своими бойцами и командовали по телефону или через посыльных. Это такие солдаты, которые передают распоряжения командиров, они бегают туда-сюда.
- Значит все-все умерли и наши солдаты и командиры? – переспросила только что успокоившаяся Наташа, но голос её опять задрожал.
- Что ты всё ревёшь, как рёва-корова, - возмутился маленький воинственный Николай. – Пашка же сказал, что кто погиб за Родину, тот сразу в рай попадает.
- Павлик! Обратилась к мальчику Лариса Сергеевна. - Я забыла тебе сказать, что ты за сегодняшний урок получил пятёрку!
Павлик поспешно достал из кармана телефон и набрал чей-то номер. Учительница, спросив разрешение, взяла у него книгу и прочитала на глянцевой зелёной обложке – Анатолий Митяев «Книга будущих командиров». Она пробежала глазами страницу, где был описан бой панфиловцев и с удивлением обнаружила, что написанный в книге текст был рассказан её учеником практически «слово в слово»! Вот так Павлик! А как же плохая память? Чудо!
В это время Павлику ответили на его телефонный звонок, и он закричал:
- Мама, я пятёрку получил, я теперь хорошо буду учиться! Мне Святые воины теперь всегда будут помогать!
***
Лариса Сергеевна ехала домой в автобусе и почему-то постоянно повторяла про себя:
- Иван Васильевич Панфилов, Иван Васильевич Панфилов. Вот как надо помнить наших героев, и подвиги, и фамилию, имя и обязательно отчество! Иван Васильевич Панфилов…
- Следующая остановка улица имени героя Советского Союза Маврикия Трофимовича Слепнёва, раздалось из репродуктора.
Несколько лет Лариса Сергеевна ездила по этому маршруту, но только сегодня она задумалась о том, а кто такой Герой Советского Союза Слепнёв Маврикий Трофимович? Какой подвиг совершил этот человек, что сделал он для страны и значит и для неё? Она вновь, как на уроке испытала чувство стыда и твёрдо решила, что всё узнает о человеке именем которого названа улица, на которой она живёт и, конечно, всё расскажет своим ученикам.
© Елена Шилова
2021 год, апрель