Я уже писала о том, что по стилю общения в переписке можно понять профессию, характер и занимаемую должность человека.
Этой историей поделилась студентка Лена, которой я помогала реализовывать ее студенческий проект. Лена имеет два высших образования (лингвист и экономист), свободно говорит на английском и арабском, фразы в своей речи строит логично и понятно. Недавно Лена решила устроиться на работу известную в России образовательную компанию, обучающую иностранным языкам, на должность менеджера по сопровождению клиентов. Работать нужно удаленно, что ее полностью устраивало и она могла учиться и работать одновременно.
Прежде чем начать работать, Лене нужно было пройти бесплатное обучение профессии, поучаствовать в вебинарах и в конце обучения сдать тесты. После сдачи тестов ей отказали в работе, т.к. в своей речи использует канцеляризмы, т.е. словосочетания и выражения делового письма. Например можно сказать «этот», а можно сказать «данный». Те, кто профессионально общается с людьми, т.е. много читают, пишут и говорят, они не замечают на изменение своего стиля речи и не считают недостатком хорошо поставленную деловую речь.
Именно в этой образовательной компании подбором персонала занимались молодые люди, которые использовали в своей речи модные иностранные словечки фидбэк, чиллить, респектить и т.д., являющиеся словами-паразитами или сленгом по мнению филологов, и они решили, что наша Лена слишком заумно разговаривает и ее просто не поймут клиенты, а также она негибко мыслит.
В своей работе я читаю деловые письма и документы, написанные сотрудниками с грамматическими ошибками, а иногда просто неграмотными сотрудниками. Проблемы с грамотностью сотрудников можно разделить на две группы:
- первую группу составляют сотрудники, делающие грамматические ошибки, например безопасТность, стекляНый, Сдесь, ихи, многоящЕчный, повреждеННо, перЕодически, устаревшЫе, граММотные, каППучино, нетУ, убийственное слово "ЛОЖИМ" и т.д.
- вторую группу составляют сотрудники не знающие, что такое знаки препинания и правила их применения, а также гадающие, как правильно поставить ударение в слове. Процитирую ответ менеджера одному из клиентов: "Почту напишите свою вышлю прайс там глянем" или заключаются договорА, латтЕ (правильно лАтте) и т.д.
Кроме грамотности, сотрудники не умеют правильно применять профессиональные термины. Вот что пишут: инсинуации вместо инновации, рекламная компания вместо рекламная кАмпания, дестабилизация поставок партий товаров, бухгалтерия вторглась в закупочный процесс. Иногда не можешь пробраться через кучу слов и предложений, написанных в письме. Нужно прочитать минимум три раза, чтобы понять смысл написанного.
Безграмотность сотрудников настолько ужасна, что пришлось приглашать преподавателя-филолога и обязать всех сотрудников посещать эти занятия два раза в неделю с угрозой получения штрафов за безграмотность в деловой переписке. Для сокращения количества ошибок разработали шаблоны часто используемых документов, таких как коммерческое предложение. Можно обратиться к удобному сервису Gramota.ru (это не реклама, просто совет).
С преподавателем-филологом компания продолжает сотрудничать и курсы действуют, хотя это и не дешевое удовольствие. Конечно, 100% грамотности мы не добились, но явных ошибок в деловой переписке сотрудники не делают.
А вы, много делаете грамматических ошибок в своей речи и письме? Как боретесь со своей неграмотностью?