Найти тему

5. Как создавалась башкирская советская литература. Что было в конце 20-х- в начале тридцатых?

Итак, мы выяснили, что в годы валидовщины собственно башкирская литература не получила никакого развития. Произошло это в первую очередь потому, что Башкирская автономия была быстро свернута и власть перешла в руки ставленников Москвы, большевиков.

Однако, поскольку люди, которые планировали будущее России после революции, не планировали создание Башкортостана, не готовили кадры, у них банально не было большевиков-башкир. И тогда очевидно было принято решение привлечь к работе в Башкортостане большевиков другой национальности, выдавая их за башкир.

И действительно, в 1927 году в Уфу прибыл некий «Афзал» «Тагиров».

В Самаркандском областном комитете он был заведующим агитпрома, в советско-партийной школе и Узбекском институте читал лекции. В 1922 году был переведен в Хорезм. Там организовывает советскую партийную школу, назначается редактором газеты «Инкилап кояшы» («Солнце революции»).

Писатель в 1925 - 1927 гг учился в Московской коммунистической академии. Приехав в Уфу, работал на должности ответственного секретаря областного комитета партколлегии Башкортостана, в 1931 избирается председателем ЦИК Башкирской АССР и остается там до конца жизни.

https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnaya-deyatelnost-afzala-tagirova

Если обратить внимание на его лицо и телосложение, мы увидим несомненное сходство с Мажитом Гафури и Даутом Юлтыем. Возможно, это были родственники.

Немудрено, что именно такому проверенному человеку поручили заняться литературой.

В конце 20-х гг. А. Тагиров приступает к созданию широкомасштабных эпических произведений. Был самым активным писателем романов. Первая часть романа «Солдаты» вышел в свет в 1931 г, вторая часть - в 1933 году.

Это произведение является первым опубликованным романом в истории башкирской литературы.

Цитата оттуда же.

Во вступлении к книге говорится: «Солдаты» — это большая эпопея о многострадальном русском солдате времен царизма, о его хождении по мукам в царской казарме и в окопах во время империалистической войиы, вплоть до победы Октября.

Разумеется, это полностью лживая пропагандистская книга, посвященная тому, чтобы извратить суть событий и рассказать читателю о том, чего не было, нарисовать картину ужасной жизни при царизме и райского существования при социализме, ну и вывести Валидова и его людей в виде исчадий ада.

«Афзал» «Тагиров» согласно официальной биографии в 21 год пошел служить в армию, а потом воевал на фронтах гражданской войны. Разумеется, никаким писателем в такой обстановке он не мог бы стать.

Кто же писал эти романы? Разумеется, их писали русские литераторы, которые остались в Уфе, а не ушли с белыми. Подтверждением тому может служить такой факт: В 1935-37-е гг. публикуется дилогия А. Тагирова «Красногвардейцы» («Хыдылгвардеецтар»), «Красноармейцы» («Кы^ылармеецтар»). Печатается только русский вариант второй книги дилогии. Цитата отттуда же.

А вот что касается содержания:

С его сыном Каюмом я был давно знаком,— в детстве мы часто вместе рыбачили, стерегли огурцы на огороде. Староста повел меня поэтому к себе домой...

Отрывок из романа ""Солдаты".

Ну, во первых никто никогда никакие огурцы на огороде в деревне не стережет. А во вторых, башкиры не заводили себе огородов и не растили всякие овощи. Так что понятно, что книгу писал русский или русскоязычный городской человек.

Поскольку у большевиков не было своих людей коренной нацинальности, они поручали работу тому, кто был. «Афзал» «Тагиров» соответственно был руководителем высшего органа власти республики - Председателем Центрального исполнительного комитета Башкортостана, директором института языка и литературы, председателем комиссии по поддержке студентов и также являлся руководителем во многих других организациях. Активно работал в области литературной критики и литературоведения.

И немудрено, что именно он стал первым председателем Союза писателей Башкортостана, который был организован в 1934 году.

Когда такому занятому человеку было писать романы?

Таким образом, мы можем сказать, что никакого свободного развития литературы при большевиках в 20-х-начале 30-х не было, а была планомерное создание пропагандистского материала.

Как же был создан союз писателей и кто в него вошел? Об этом мы поговорим в следующей статье.