Найти тему
Людмила Плотникова

Судьбы участников Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.

Черноскутовы Семён Егорович и Ксения Ананьевна. Фото из семейного архива Виктора Егоровича Черноскутова
Черноскутовы Семён Егорович и Ксения Ананьевна. Фото из семейного архива Виктора Егоровича Черноскутова

Начавшаяся Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) привела к тому, что на фронт ушли многие мужчины села Верхнеключевского и деревни Даньковой, которые в те времена относились к Зырянской волости Камышловского уезда Пермской губернии (ныне Катайского района Курганской области), но сведений о них сохранилось мало. Один из участников войны – Черноскутов Семён Егорович (1884 – 1947 гг.). Сражаясь на фронте, в одном из боёв он попал в плен к немцам, но сумел бежать, перебрался во Францию, где прожил два года, затем вернулся в Россию, в село Верхнеключевское. Черноскутовы выращивали пшеницу, рожь, ячмень и лён, держали коров (4 головы), овец, кур и гусей. Семён Егорович женился на Ксении Ананьевне. Первые годы семейной жизни прошли в доме отца Егора Макаровича (местное прозвище семьи Макарята). Под одной крышей жили 18 человек: родители и три молодые семьи. Но семья считалась зажиточной, так как они имели лавку, занимались торговлей. В начале 30-х годов XX века в связи с началом коллективизации и раскулачивания Семен Егорович был вынужден переехать в город Екатеринбург. Работал на строительстве дома промышленности, потом в шахте.

В 1938 г. переехал на жительство в поселок Медный Рудник (Верхняя Пышма). Работал плотником. В 1947 г. он погиб. Эти сведения сообщил внук Виктор Егорович Черноскутов.

Воевал на фронте Ефим Лекандрович Молочков, потомки которого проживают в настоящее время в Верхнеключевском.

Тагильцев Василий Захарович (слева). Фото из семейного архива
Тагильцев Василий Захарович (слева). Фото из семейного архива

В Даньковой жил Мальцев Гаврила Егорович, инвалид Первой мировой войны, и участник войны Тагильцев Василий Захарович. Кирпищиков Анисим Германович из деревни Даньково – участник войны, был очевидцем братания с немцами. Один из них подарил ему свои часы. В конце 1917 года он пришёл с фронта домой в чине младшего унтер-офицера. В 1919 году стал коммунистом. В 1924 году на гражданском сходе Кирпищиков Анисим Германович был избран председателем Верх-Ключевского совета. Зимой он был избит борисовскими жителями Пиньжениным Матвеем Савельевичем и Голиковым Гаврилой Григорьевичем. Через некоторое время Анисим Германович скончался.

Кирпищиков Анисим Германович. Фото из семейного архива
Кирпищиков Анисим Германович. Фото из семейного архива

Унтер-офицером вернулся с фронта даньковец Яков Данилович Чащин.

На сайте «Зауральская генеалогия» опубликованы следующие имена воинов-верхключевцев, пропавших без вести в 1914 году:

1) Агеев Пётр Иосифович, рядовой, православный, женатый, пропал без вести 10 августа 1914 года (вернулся домой);

2) Козлов Пётр Егорович, рядовой, православный, женатый, пропал без вести 10 декабря 1914 г.;

3) Сапегин Степан Харитонович, рядовой, православный, женатый, пропал без вести 10 декабря 1914 г.

По Пермской губернии с 1914 по 1917 гг. в армию было призвано 360 тысяч человек. Это 36 % мужского населения.

Кирпищиков Степан Киприянович. Фото из архива школьного музея
Кирпищиков Степан Киприянович. Фото из архива школьного музея

Кирпищиков Степан Киприянович родился в 1891 году в селе Верхнеключевском, умер в 1971 г. Перед началом Первой мировой войны он находился на службе в царской армии, служил артиллеристом в Брест-Литовской крепости. В 1914 году Германия начала военные действия против Российской империи. Степан Киприянович вспоминал, что их направили из Брест-Литовска на помощь Варшаве. Они отстояли Варшаву, освободили Львов и Краков. Затем началось наступление на Австрию, на крепость Перемышль. Крепость была окружена, а русские войска пошли дальше на Карпаты. В это время противник пошёл на прорыв из окружённой крепости, и крепостную артиллерию вернули обратно. Семь месяцев они держали крепость в осаде. В июне противник крепость сдал. Потом их перебросили в Брянские леса, там раненый Степан Киприянович и его сослуживцы попали в плен. Их погнали сначала в один город, затем перевезли во Франкфурт, а уже оттуда отправили в пригород Берлина. Здесь находился газовый завод, на котором Кирпищиков С. К. работал с 1915 по 1918 гг. На заводе работали также немцы-коммунисты, которые им сообщили, что в России произошла революция, и царь Николай Второй свергнут. Немцы говорили, что вы в России свергли царя, и мы свергнем Вильгельма и больше воевать не будем. Однажды днём коммунисты сказали, что будут наступать на Берлин. На заводе работало около 1700 человек. Действительно, утром множество людей с флагами и песнями пошли в Берлин. Среди них были и военные с оружием и безоружные. Перед бараком, в котором находились русские военнопленные, они остановились, зашли в него и попросили переводчика рассказать, что они тоже идут свергать своего царя. Переводчик растерялся и ничего не мог толком рассказать. Тогда незнакомый высокий человек сказал, что будет мир и воевать больше никто не будет.

Когда Вильгельм запросил мира у США, то ему ответили, что с ним мир заключать не будут, а только с социалистами. А те заявили, что не будут разговаривать о мире, пока не выпустят из тюрьмы Тельмана. Пришлось его из тюрьмы выпустить.

В это время русских начали отпускать в город под присмотром часового. В один из таких дней Степан Киприянович увидел Тельмана. Он ехал на машине и раскидывал прокламации. Часовой подтвердил, что этот человек – Тельман. С ним в машине находилась ещё женщина.

За работу на заводе пленным платили по полторы марки, а немцам по 14 марок. Русские забастовали, приехали представители Временного правительства и приказали выдавать одинаковую с немцами зарплату. Русских военнопленных вывезли из Германии в ноябре 1918 года. Сначала их привезли в Брянск, оттуда в Смоленск. Из Смоленска путь лежал в Москву, где Кирпищиков С. К. находился три дня. Здесь он получил документы и поехал домой. В село Верхнеключевское он прибыл только в марте 1919 года. Полыхала гражданская война. Зауралье находилось под властью Колчака, началась мобилизация в Белую армию. От мобилизации многие, в том числе Степан Киприянович, скрывались в лесах.

В 1928 году его избрали председателем ТОЗа. Некоторые мужики, особенно те, которые были более зажиточными, схватились за вилы, палки: «Не дадим землю!». А потом уже, когда ТОЗ перешёл на устав коммуны, прямо в поле прибегали с топорами: «Не трогайте нашу землю, всё равно не дадим пахать!». Борьба в деревне была ожесточённой.

С. К. Кирпищиков похоронен на кладбище села Верхнеключевского.

Ещё один участник войны Пётр Константинович Тумашов рассказывал:

«Родился я в Верх-Ключах в 1886 году. Пожалуй, это были самые мрачные годы царского режима. Из всех углов проглядывали нищета и бесправие. В школу бегать не пришлось, да тогда об этом и не думали. И школы-то в селе в те времена не было. Азбуке кое-как выучил меня старый солдат Мирон Андреевич Парамонов. Вот и все мои «научные» университеты.

В десять лет вместе с взрослыми молотил хлеб цепами. Целый день с утра до вечера колотишь до упаду. Молотилки, даже конные, были редкостью. Соха да деревянная борона. Лукошко да серп – вот и весь сельскохозяйственный инвентарь тогдашнего крестьянина. Землица – наделами по две десятины на мужика, да и то песчано-каменистая с примесью чернозема. Урожай в лучшие годы – 40-50 пудов с десятины, чаще 30-40. Так и бился крестьянин в нужде с хлеба на траву.

В 1915 году ушел я защищать «Веру, царя и Отечество». Где-то в Пинских болотах попал в плен к немцам. Там впервые услышал о большевиках, о Ленине. Там и революция меня застала. Вернулся домой в 1918 году. Как потревоженный улей шумела деревня. До хрипоты спорили на сходках, какой она должна быть новая жизнь. Члены Зырянской партийной ячейки, своей-то у нас еще не было, звали к объединению в товарищества. Но гражданская война задержала на некоторое время развитие села …».

П. К. Тумашов был активным участником коллективизации, тружеником тыла в период Великой Отечественной войны.

Тумашов Пётр Константинович. Фото из архива школьного музея
Тумашов Пётр Константинович. Фото из архива школьного музея

Пауесов Василий Афонасьевич родился в 1886 году. В школе учился с 1894 по 1897 гг. В 1914 году был призван на фронт. В 1917 г. после ранения попал в плен в Германию, Вернулся домой в 1919 г. Был тружеником тыла в годы Великой Отечественной войны.

Труженики тыла. Пауесов Василий Афонасьевич второй слева в нижнем ряду. Фото из архива школьного музея
Труженики тыла. Пауесов Василий Афонасьевич второй слева в нижнем ряду. Фото из архива школьного музея

Василий Степанович Секерин родился в 1893 году в деревне Булыгиной. Он – участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. С 1914 по 1915 г. воевал в составе 34 Сибирского полка. С июля 1920 по август 1921 воевал в составе 37 кавалерийского эскадрона. На фронт Великой Отечественной войны ушел в 1942 году. Дома, в деревне Булыгиной, осталась жена и 4 детей. Василий Степанович воевал в составе батареи № 5 137 минометного полка (Калининский фронт). Рядовой, ездовой, затем миномётчик. В 1944 году был контужен. В. С. Секерин награжден боевыми и трудовыми медалями: «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейными наградами. Домой солдат вернулся в 1945 г. До выхода на пенсию работал заведующим овцефермой в Булыгиной. После смерти жены переехал к младшему сыну Виталию в Верх-Ключи.

Секерин Василий Степанович. Фото из архива школьного музея
Секерин Василий Степанович. Фото из архива школьного музея

Василий Степанович Секерин похоронен на кладбище села Верхнеключевского.

Тяжелейшие испытания выпали на долю людей того поколения, но не сломили их волю к жизни. А наш долг – сохранить память о земляках.

Источники:

Архив музея МКОУ «Верхнеключевская СОШ»

Семейные архивы жителей села Верхнеключевского