Начавшаяся Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) привела к тому, что на фронт ушли многие мужчины села Верхнеключевского и деревни Даньковой, которые в те времена относились к Зырянской волости Камышловского уезда Пермской губернии (ныне Катайского района Курганской области), но сведений о них сохранилось мало. Один из участников войны – Черноскутов Семён Егорович (1884 – 1947 гг.). Сражаясь на фронте, в одном из боёв он попал в плен к немцам, но сумел бежать, перебрался во Францию, где прожил два года, затем вернулся в Россию, в село Верхнеключевское. Черноскутовы выращивали пшеницу, рожь, ячмень и лён, держали коров (4 головы), овец, кур и гусей. Семён Егорович женился на Ксении Ананьевне. Первые годы семейной жизни прошли в доме отца Егора Макаровича (местное прозвище семьи Макарята). Под одной крышей жили 18 человек: родители и три молодые семьи. Но семья считалась зажиточной, так как они имели лавку, занимались торговлей. В начале 30-х годов XX века в связи с началом коллективизации и раскулачивания Семен Егорович был вынужден переехать в город Екатеринбург. Работал на строительстве дома промышленности, потом в шахте.
В 1938 г. переехал на жительство в поселок Медный Рудник (Верхняя Пышма). Работал плотником. В 1947 г. он погиб. Эти сведения сообщил внук Виктор Егорович Черноскутов.
Воевал на фронте Ефим Лекандрович Молочков, потомки которого проживают в настоящее время в Верхнеключевском.
В Даньковой жил Мальцев Гаврила Егорович, инвалид Первой мировой войны, и участник войны Тагильцев Василий Захарович. Кирпищиков Анисим Германович из деревни Даньково – участник войны, был очевидцем братания с немцами. Один из них подарил ему свои часы. В конце 1917 года он пришёл с фронта домой в чине младшего унтер-офицера. В 1919 году стал коммунистом. В 1924 году на гражданском сходе Кирпищиков Анисим Германович был избран председателем Верх-Ключевского совета. Зимой он был избит борисовскими жителями Пиньжениным Матвеем Савельевичем и Голиковым Гаврилой Григорьевичем. Через некоторое время Анисим Германович скончался.
Унтер-офицером вернулся с фронта даньковец Яков Данилович Чащин.
На сайте «Зауральская генеалогия» опубликованы следующие имена воинов-верхключевцев, пропавших без вести в 1914 году:
1) Агеев Пётр Иосифович, рядовой, православный, женатый, пропал без вести 10 августа 1914 года (вернулся домой);
2) Козлов Пётр Егорович, рядовой, православный, женатый, пропал без вести 10 декабря 1914 г.;
3) Сапегин Степан Харитонович, рядовой, православный, женатый, пропал без вести 10 декабря 1914 г.
По Пермской губернии с 1914 по 1917 гг. в армию было призвано 360 тысяч человек. Это 36 % мужского населения.
Кирпищиков Степан Киприянович родился в 1891 году в селе Верхнеключевском, умер в 1971 г. Перед началом Первой мировой войны он находился на службе в царской армии, служил артиллеристом в Брест-Литовской крепости. В 1914 году Германия начала военные действия против Российской империи. Степан Киприянович вспоминал, что их направили из Брест-Литовска на помощь Варшаве. Они отстояли Варшаву, освободили Львов и Краков. Затем началось наступление на Австрию, на крепость Перемышль. Крепость была окружена, а русские войска пошли дальше на Карпаты. В это время противник пошёл на прорыв из окружённой крепости, и крепостную артиллерию вернули обратно. Семь месяцев они держали крепость в осаде. В июне противник крепость сдал. Потом их перебросили в Брянские леса, там раненый Степан Киприянович и его сослуживцы попали в плен. Их погнали сначала в один город, затем перевезли во Франкфурт, а уже оттуда отправили в пригород Берлина. Здесь находился газовый завод, на котором Кирпищиков С. К. работал с 1915 по 1918 гг. На заводе работали также немцы-коммунисты, которые им сообщили, что в России произошла революция, и царь Николай Второй свергнут. Немцы говорили, что вы в России свергли царя, и мы свергнем Вильгельма и больше воевать не будем. Однажды днём коммунисты сказали, что будут наступать на Берлин. На заводе работало около 1700 человек. Действительно, утром множество людей с флагами и песнями пошли в Берлин. Среди них были и военные с оружием и безоружные. Перед бараком, в котором находились русские военнопленные, они остановились, зашли в него и попросили переводчика рассказать, что они тоже идут свергать своего царя. Переводчик растерялся и ничего не мог толком рассказать. Тогда незнакомый высокий человек сказал, что будет мир и воевать больше никто не будет.
Когда Вильгельм запросил мира у США, то ему ответили, что с ним мир заключать не будут, а только с социалистами. А те заявили, что не будут разговаривать о мире, пока не выпустят из тюрьмы Тельмана. Пришлось его из тюрьмы выпустить.
В это время русских начали отпускать в город под присмотром часового. В один из таких дней Степан Киприянович увидел Тельмана. Он ехал на машине и раскидывал прокламации. Часовой подтвердил, что этот человек – Тельман. С ним в машине находилась ещё женщина.
За работу на заводе пленным платили по полторы марки, а немцам по 14 марок. Русские забастовали, приехали представители Временного правительства и приказали выдавать одинаковую с немцами зарплату. Русских военнопленных вывезли из Германии в ноябре 1918 года. Сначала их привезли в Брянск, оттуда в Смоленск. Из Смоленска путь лежал в Москву, где Кирпищиков С. К. находился три дня. Здесь он получил документы и поехал домой. В село Верхнеключевское он прибыл только в марте 1919 года. Полыхала гражданская война. Зауралье находилось под властью Колчака, началась мобилизация в Белую армию. От мобилизации многие, в том числе Степан Киприянович, скрывались в лесах.
В 1928 году его избрали председателем ТОЗа. Некоторые мужики, особенно те, которые были более зажиточными, схватились за вилы, палки: «Не дадим землю!». А потом уже, когда ТОЗ перешёл на устав коммуны, прямо в поле прибегали с топорами: «Не трогайте нашу землю, всё равно не дадим пахать!». Борьба в деревне была ожесточённой.
С. К. Кирпищиков похоронен на кладбище села Верхнеключевского.
Ещё один участник войны Пётр Константинович Тумашов рассказывал:
«Родился я в Верх-Ключах в 1886 году. Пожалуй, это были самые мрачные годы царского режима. Из всех углов проглядывали нищета и бесправие. В школу бегать не пришлось, да тогда об этом и не думали. И школы-то в селе в те времена не было. Азбуке кое-как выучил меня старый солдат Мирон Андреевич Парамонов. Вот и все мои «научные» университеты.
В десять лет вместе с взрослыми молотил хлеб цепами. Целый день с утра до вечера колотишь до упаду. Молотилки, даже конные, были редкостью. Соха да деревянная борона. Лукошко да серп – вот и весь сельскохозяйственный инвентарь тогдашнего крестьянина. Землица – наделами по две десятины на мужика, да и то песчано-каменистая с примесью чернозема. Урожай в лучшие годы – 40-50 пудов с десятины, чаще 30-40. Так и бился крестьянин в нужде с хлеба на траву.
В 1915 году ушел я защищать «Веру, царя и Отечество». Где-то в Пинских болотах попал в плен к немцам. Там впервые услышал о большевиках, о Ленине. Там и революция меня застала. Вернулся домой в 1918 году. Как потревоженный улей шумела деревня. До хрипоты спорили на сходках, какой она должна быть новая жизнь. Члены Зырянской партийной ячейки, своей-то у нас еще не было, звали к объединению в товарищества. Но гражданская война задержала на некоторое время развитие села …».
П. К. Тумашов был активным участником коллективизации, тружеником тыла в период Великой Отечественной войны.
Пауесов Василий Афонасьевич родился в 1886 году. В школе учился с 1894 по 1897 гг. В 1914 году был призван на фронт. В 1917 г. после ранения попал в плен в Германию, Вернулся домой в 1919 г. Был тружеником тыла в годы Великой Отечественной войны.
Василий Степанович Секерин родился в 1893 году в деревне Булыгиной. Он – участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. С 1914 по 1915 г. воевал в составе 34 Сибирского полка. С июля 1920 по август 1921 воевал в составе 37 кавалерийского эскадрона. На фронт Великой Отечественной войны ушел в 1942 году. Дома, в деревне Булыгиной, осталась жена и 4 детей. Василий Степанович воевал в составе батареи № 5 137 минометного полка (Калининский фронт). Рядовой, ездовой, затем миномётчик. В 1944 году был контужен. В. С. Секерин награжден боевыми и трудовыми медалями: «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейными наградами. Домой солдат вернулся в 1945 г. До выхода на пенсию работал заведующим овцефермой в Булыгиной. После смерти жены переехал к младшему сыну Виталию в Верх-Ключи.
Василий Степанович Секерин похоронен на кладбище села Верхнеключевского.
Тяжелейшие испытания выпали на долю людей того поколения, но не сломили их волю к жизни. А наш долг – сохранить память о земляках.
Источники:
Архив музея МКОУ «Верхнеключевская СОШ»
Семейные архивы жителей села Верхнеключевского