Вице-премьер Марат Хуснуллин предложил сократить число регионов РФ. Нет, пока только административно:
«России не нужно такое количество субъектов. Сразу скажу, это мое личное мнение, это не официально моя позиция, потому что она пока не согласована в правительстве… Я считаю, что надо укрупнять регионы — раз. Второе, я считаю, что надо идти на агломерации», — сказал Хуснуллин на круглом столе в НИУ ВШЭ.
По мнению вице-премьера, 85 субъектов — это слишком много. «Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься — не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим <...> Или Курган. Почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они в 190 км друг от друга?» — добавил он.
Давайте разберемся, можно ли ждать от такой инициативы чего-то хорошего, и кто будет эти самые субъекты сокращать.
Сейчас все субъекты делятся по двум принципам: территориальный и национальный. Возникновение национальных республик связано с деятельностью большевиков, которые захотели решить национальный вопрос. В Российской империи, как известно, правовое положение «инородцев» было разительно хуже, чем у русских. А территории присоединялись, разных наций становилось все больше. И вот национальный вопрос решился не наделением всех и каждого равными правами и гарантиями, а предоставлением собственных субъектов. Татарстан, Хакасия, Дагестан и т.д.
Такой подход вызывает вопросы не один год. Почему у одних народов есть свой субъект, а у других – нет? Как это соответствует принципу равенства и недискриминации? Да и деление на республики в некоторых смыслах достаточно условно. Люди разъехались по разным уголкам страны, а их права одинаковы по всей России. Не стоит забывать, что равенство всех граждан вне зависимости от национальности — это принципиальное положение российского права. Так к чему такое деление?
Посыл Хуснуллина вполне логичный: слишком много малых, бедных субъектов, которые ничего не имеют, у которых не получается развивать свои территории. Между тем, в каждом из таких субъектов есть губернатор, правительство, аппарат, представительство в Москве... И на это постоянно тратятся большие бюджетные деньги.
Но последнее слово остается за населением, потому что такой вопрос решается референдумом (мы сейчас не будем обсуждать вопросы фальсификации результатов).
Подробнее о процедуре. Инициатива объединения принадлежит субъектам, где будет образован новый регион.
Совместное предложение об образовании нового субъекта направляется президенту. Президент уведомляет о полученном предложении Совет Федерации и Государственную Думу. В случае поддержки президентом инициативы вопрос об образовании нового субъекта выносится на референдумы субъектов РФ, которые решили объединиться. Как мы видим, глава государства может отказать в одобрении, тогда никто не объединится вне зависимости от желания на то регионов.
Если вопрос об образовании нового субъекта не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из заинтересованных субъектов, инициатива объединения может быть вновь выдвинута не ранее, чем через год.
Если закон об объединении одобряется избирателями, президент вносит его в Госдуму как конституционный закон об образовании нового региона.
Мы не знаем, будет ли власть и дальше поднимать этот вопрос и в чем истинный смысл такого сокращения. Но будем следить. Мало ли, кто еще в правительстве решит облегчить себе работу.
Алина Винтер