Исполнительской иммунитет
Все мы знаем об этой норме закона. Или хоть когда-нибудь слышали.
В соответствии со ст.446 ГПК РФ, взыскание по исполнительному листу не может быть обращено на жилое помещение, если для гражданина и членов его семьи оно является единственным пригодным для проживания.
Эта же норма распространяется и на случаи банкротства. Продаваемое при процедуре банкротства имущество не может включать в себя такие объекты недвижимости.
То есть при банкротстве единственное жилье, пригодное для проживания, не может быть реализовано с торгов. В нем остаётся проживать собственник.
Конституционный суд с этим не согласился
В постановлении от 26 апреля 2021 года он указал:
- Любое право заканчивает свое действие, когда сталкивается с нарушением свободы другого человека.
- Для соблюдения прав должника достаточно, чтобы жилье по своим характеристикам было достаточным для проживания и жизнеобеспечения.
- То есть смысл закона заключается в том, чтобы не отобрать у человека последнее. А сохранить за ним определенную территорию, где он может достойно проживать со своей семьей.
Судьи Конституционного суда указали, что суд может изучить уровень жизни человека и определить, насколько он превышает нормы. Если его дом слишком шикарный и роскошный, то его вполне можно пустить с торгов.
Потом переселить должника в квартиру поменьше
А с разницы между стоимостью старого и нового жилья - раздать долги тем, кто стоит в очереди на взыскание.
В этой части Кассационный суд предлагает поменять законодательство, чтобы определить четкие нормы, о которых говорится выше.
И все же продажа единственного жилья, с учетом соблюдения всех перечисленных условий, возможна.
Иначе государство не сможет защитить взыскателей
Вывод:
- Если стоимость жилья, в котором проживает должник и его семья позволяет удовлетворить финансовые претензии взыскателя, его продажа возможна.
- Но при этом, как подчеркнул суд, у этой функции не должно быть карательного мотива. Нужно учитывать рыночную стоимость квартиры или дома и смотреть, возможно ли одновременное удовлетворение потребностей взыскателя и права на проживание должника в будущем в нормальных условиях.
- Таким образом, при банкротстве должника либо при взыскании долга, отказ в продаже единственного жилья не может быть по формальным основаниям.
Проще говоря:
Суд дает понять, что если долг по исполнительному листу составляет 500 000 рублей, а должник живет в квартире за 3 000 000 рублей, судебные приставы могут продать жилплощадь с аукциона и предоставить другое жилище, пригодное для проживания.
Как это будет происходить, Конституционный суд не пишет, предоставляя законодателю решить этого вопрос на государственном уровне. И разработать соответствующий механизм.
Пока что все непонятно. Но раз решение вынесено, то скоро будет переписан закон. Право на частная собственность становится все более условной.