"Моя дорогая Бетси, сейчас я нахожусь в уголке мира, в котором никогда не думал, что окажусь; но это место дало мне убежище и спасло мою жизнь... “
Капитан этого корабля пережил необычные жизненные испытания. Он написал о них своей жене из Купанга на Тиморе в Голландской Ост-Индии. Ему предстояло долгое плавание в открытой лодке, в которую повстанцы посадили его вместе с другими людьми. В июне 1789 года лодка достигла берегов голландской колонии, и Уильям Блай с облегчением отметил: "Я даже не могу описать радость и счастье, которые вызвал у нас вид земли. Действительно, кто бы мог подумать, что за сорок один день я смогу оказаться на побережье Тимора, за это время мы проплыли 3618 миль, что в среднем составляет 90 миль в день.Уильям Блай был не только авторитетным командиром, но и отличным моряком и отличным штурманом.
Круиз на Таити
В1787 году "Баунти" под командованием Блая отправилась на Таити, где должна была погрузить саженцы хлебных плодов и перевезти их в Карибское море. Плоды хлебного дерева здесь должны были обеспечивать пищей массы чернокожих рабов, работающих на плантациях. Путешествие было трудным с самого начала: море было бурным, огромные волны повредили корабль вскоре после выхода из Англии. "Баунти" был относительно небольшим, имел небольшой экипаж, который не сопровождался морскими пехотинцами, которые обеспечивали бы безопасность. Штормовая погода не позволила осуществить первоначальное намерение капитана обогнуть мыс Горн и выйти в Тихий океан, поэтому "Баунти" направился к мысу Доброй Надежды.
После ремонта она обогнула Австралию и Тасманию, направившись к Тихому океану и в конце октября высадилась на берегах Таити. Здесь члены экипажа наслаждались тропическим раем. Дисциплина позволяла, мужчины могли заполучить любую таитянскую красавицу за пригоршню , и они этим пользовались. Когда корабль отплыл с грузом саженцев хлебного дерева обратно на запад, на корабле пошло недовольство отплытия. 28 апреля 1789 года на корабле вспыхнул мятеж. Повстанцев, которых, как ни странно, поддерживала только треть экипажа, возглавлял лейтенант Флетчер Кристиан. Однако, несмотря на это, повстанцы легко одержали победу, поскольку остальная часть экипажа оставалась пассивной. Им удалось захватить корабль, не пролив ни капли крови. Капитана и восемнадцать человек, оставшихся ему верными, посадили в семиметровую лодку, которая затем была настолько перегружена, что ее края выступали едва ли на двадцать сантиметров над поверхностью. Мятежники дали этим несчастным только четыре короткие сабли, еду и воду на несколько дней, секстант, карманные часы, но ни карты, ни компаса. Однако все верные члены экипажа не поместились в лодку, поэтому повстанцам пришлось оставить некоторых из них на борту "Баунти", сказав, что позже они высадят их на Таити.
Блай знал, что ближайший форпост европейской цивилизации находится на Тиморе. Но сначала он остановился на соседнем острове Тофуа (дружественные острова), где намеревался пополнить запасы продовольствия и воды. Однако, как только моряки вышли на берег, на них напала толпа аборигенов, которые убили одного из них. У Блая не было оружия, и поэтому на других островах, например, на архипелаге Фиджи, он предпочитал даже не пытаться высадиться.
Блай доверял своим навигационным навыкам, которым он научился на корабле "Резолюция", будучи участником последнего плавания капитана Джеймса Кука. Он считал своим долгом выжить и доложить о мятеже, чтобы как можно скорее британские корабли могли отправиться в погоню за мятежниками. Парадокс заключается в том, что во время этого невероятного путешествия, протяженностью 6701 километр, он потерял одного человека, в то время как некоторые другие затем умерли в относительной безопасности от тропических болезней в Батавии, Нидерланды. Блай обнаружил во время путешествия на лодке несколько доселе неизвестных островов Новых Гебридских островов. Ему удалось проникнуть с запада через Большой Барьерный риф и вдоль побережья Квинсленда, чтобы достичь Торресова пролива, а оттуда в Тимор. В Купанге Блай купил корабль поменьше, который назвал "Ресурс". Через голландскую Батавию он добрался до Англии, куда прибыл в марте 1790 года.
По сей день историки спорят о причинах восстания на Баунти. Некоторые утверждают, что Блай был жестоким тираном, который терроризировал экипаж таким образом, что у них не было выбора, кроме как избавиться от него. Другие, в свою очередь, считают, что экипаж был неопытен, не привык к необходимой дисциплине, которая сопровождала дальние рейсы. Свобода и сексуальные излишества на Таити настолько унизили экипаж морально, что после отъезда он не был готов вернуться к морской жизни.
Бессердечный командир?
Так был ли Блай исключительно бессердечным командиром? Скорее, записи в журнале Баунти указывают на обратное и показывают, что Блай прибегал к телесным наказаниям лишь эпизодически. Он хлестал виновных, когда другой капитан приказал бы их выпороть, и позволял их выпороть, когда другие подумали бы о петле. Он был образованным человеком, живо интересовавшимся научными знаниями, убежденным, что правильное питание и гигиена необходимы для хорошего состояния его экипажа.
С другой стороны, его современники подтверждают, что он был человеком очень тщеславным и высокомерным, которому не удалось завести друзей.
Однако от закона мятежники никогда не могли уйти. Британское адмиралтейство отправило капитана Эдварда Эдвардса в Тихий океан с кораблем "Пандора", чтобы доставить мятежников домой, чтобы они могли предстать перед судом. Он захватил в плен на Таити 14 человек, из которых только десять пережили путешествие в Англию. Блай был расследован военным судом в связи с потерей корабля, но в конечном итоге оправдан в октябре 1790 года. Из десяти мятежников только трое были приговорены к смертной казни и казнены.
Что же на счет Блая - адмиралтейство снова придало ему уверенности, а вместе с ней и два корабля, с помощью которых он пытался выполнить задачу, сорванную мятежниками. На этот раз саженцы хлебного дерева были перевезены на Ямайку. Во время наполеоновских войн он отличился под командованием Нельсона в качестве командира каперского линкора "Глаттон" в морском сражении при Копенгагене. Его карьера была успешной, он дослужился до звания адмирала. В 1805 году он стал губернатором Нового Южного Уэльса, но здесь его характер столкнулся с сопротивлением со стороны колонистов, которые восстали против него. Уильяму Блаю пришлось уйти. Он вернулся в Англию, где жил на своей ферме.