Не нужно бояться заниматься бизнесом, если у вас есть крутая идея. Но «слабоумие и отвага» – тоже плохо. Бесстрашно бросаться на амбразуру не стоит. Основатель «Верфи» Илья Гольдин назвал 5 главных ошибок, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. После прочтения смело можете запускаться!
Большая влюбленность в свой проект
Здесь я расскажу о том, как отношение к своему детищу заставляет родителя прощать своему чаду все. Без критической оценки из открытия бизнеса вряд ли выйдет что-то хорошее. Необходимо по максимуму собирать обратную связь и анализировать каждый этап деятельности.
Еще важнее принять тот факт, что недооценка гениальной идеи – редкое явление. И, если дело не пошло, то, скорее всего, вы простили что-то непростительное.
Забить на рекламу
На начальном этапе многие бизнесмены отказываются от рекламы, считая, что продукт будет продавать себя сам. Однако реалии диктуют прямо противоположное. Для того, чтобы раскрутить любой бизнес, необходимо вкладывать в рекламу. В противном случае потребитель попросту не узнает о вашем продукте, каким бы классным он не был.
Возможно, стоит даже сэкономить на людях, аренде или чем-то еще. Но на рекламе в 21-м веке экономить никак нельзя.
Нужно, как минимум, проконсультироваться со специалистами. На начальном этапе воспользоваться их услугами может быть дорого. Тогда стоит или найти успешные примеры в своей нише и попытаться найти секрет их успеха. Прохладное отношение к рекламе своего бизнеса может оказаться фатальным.
Контрол-фрик
Многие начинающие предприниматели пытаются все контролировать и делать все самостоятельно, наивно полагая, что никто не справится, кроме них. Если перфекционизм – одно из ваших качеств, то вместе с желанием контролировать вы не добьетесь ничего, кроме большой кадровой текучки.
Дайте свободу компетентным сотрудникам и спрашивайте за результат, не пытаясь вычитывать каждый текст, проверять каждый шов, прослушивать каждый разговор менеджера с клиентом. Вы или сойдете с ума, или сведете с ума кого-то из своих сотрудников. И точно прогорите.
Синдром программиста
Элияху Голдратт назвал эту черту «синдромом программиста». Это действительно черта представителей IT – постоянно что-то допиливать, улучшать. Но не выпускать. Длительная работа в стол. В бизнесе это не работает.
Когда на запуске проекта подготовка идет слишком долго, идея попросту может стухнуть, потерять актуальность или с ней выстрелит кто-то другой. Кто первый, того и тапки: поэтому объяснять клиентам, что «мы первые придумали и лучше подготовились», не принесет ничего, кроме снисходительной улыбки. Заранее всего не предусмотреть. Лучше выпустить сырой продукт и начать на нем зарабатывать уже сейчас, чем бесконечно долго делать «лучшее в мире» и только тратить деньги на предзапуск.
Финансовая неграмотность
Зачастую начинающие бизнесмены не понимают базовых принципов экономики. Когда у них все хорошо, и бизнес растет, возникает иллюзия, что так будет всегда. В результате они изымают средства из оборота и в момент спада сталкиваются с нехваткой средств (кассовый разрыв), закрыть которую не могут. И приходится закрывать уже сам бизнес.
95% компаний в России банкротятся потому, что собственники вытаскивают деньги из оборота, не осознавая финансовые последствия. Учитесь – фундаментальные знания экономики однозначно не будут лишними для предпринимателя. Независимо от того, 20 ему лет или 50.